Войти в почту

«Пост – ваше личное дело»

У православных христиан начался Великий пост, который продлится до 4 мая и завершится празднованием Светлого Христова Воскресения. Многие считают, что поститься – значит в первую очередь ограничивать себя в еде. Между тем предназначение любого поста, и тем более Великого – самого длительного в церковном календаре, – это прежде всего перемена образа жизни и мыслей для духовного очищения. О том, как его достичь и с чего следует начинать, рассказал настоятель храма святых Царственных страстотерпцев города Курска протоиерей Олег Чебанов. – Отец Олег, что значит Великий пост для православного человека? – Это то время, когда мы должны отложить мирские заботы и все свои духовные силы бросить на то, чтобы максимально слышать Бога. Ведь главное, что даёт нам Господь, – это послушание. Что это такое? В основе – «слышать» и «слушать» Бога. То есть выполнять то, к чему он нас призывает. Мы живём в постоянном водовороте информации, этот поток льётся с экранов телевизоров, из нашего общения друг с другом. Мы постоянно говорим, даже оставаясь одни, продолжаем мысленно сами с собой разговаривать. Это не помешательство, нет, это наш мыслительный процесс. Но в какой-то момент мы должны отключить эти шумы, чтобы услышать Бога. Время поста – это как раз то самое время, когда нужно максимально слышать Бога, быть ему послушным. На днях, когда я ехал на службу в храм, обратил внимание на то, что в городе уже осталось мало снега, грязные спрессовавшиеся глыбы сейчас вывозят работники коммунальных служб. А когда пройдёт дождь, он смоет все оставшиеся от зимы сугробы. И в этом есть особый для нас смысл и назидание. Вот так же, как сейчас город преображается с приходом тепла, так и наша душа должна преображаться, освобождаться от каких-то залежей всего слежавшегося, чёрного, грязного и холодного. Священники называют пост весною души. – Значит-ли это, что верующим нужно во всём себя ограничивать и абстрагироваться от повседневности? – Конечно, как и в любом деле, нужно приложить определённые усилия. Мы часто слышим о том, что пост – это самоограничение. Да, безусловно. И пища наша будет более простой, и информация, которую мы будем слышать из разных источников, будет минимальна. Мы будем стараться отказываться от всевозможных развлечений на время Великого поста. Но Великий пост – это не только самоограничение. Это время очищения! Нужно очиститься от всего наносного, что не даёт услышать голос Божий. В Евангельском повествовании говорится: «когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися». И ещё: «ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно». Пост – наше личное дело и наше предстояние пред Богом. Апостол Павел в своём послании к христианам Рима писал: «Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест». – Но полностью отгородиться от общества в современном мире вряд ли получится. Как же тогда быть? – Господь говорит нам о том, что нужно собирать себе сокровища на небесах. И эти сокровища – духовные. Поэтому первое, что нужно сделать, когда мы говорим «освободиться от лишнего», – элементарно даже дома у себя пересмотреть вещи, которые не надеваем, обувь, которую не носим, предметы быта, которые не используем, и отдать нуждающимся. Ведь сделать доброе дело для ближнего – один из способов собирать себе сокровища на небесах. Пост состоит не в перемене пищи. Поститься нужно умом и языком. Поэтому первое, что нужно сделать, когда мы с кем-то общаемся, – избавиться от сквернословия, празднословия, пустословия, осуждения кого бы то ни было. Но первое, от чего мы должны избавиться, – от своих грехов. Это тяжело, конечно. Каждый год в начале Великого поста, возвращаясь после чина прощения из кафедрального собора, говорю себе: «Так, Евангелие буду читать, Псалтирь не только на клиросе в храме, но и дома, а ещё займусь чтением духовной литературы, посмотрю видеоролики с проповедями известных священников». Проходит время, и ты понимаешь: расслабился и ничего из намеченного не сделал. А почему? Потому что опять эти шумы, доносящиеся с разных сторон, заглушают голос Божий. – Многие сегодня не расстаются со смартфонами. Как поступить, если то и дело хочется заглянуть в соцсети, почитать новости, узнать, что происходит у соседей и друзей? – Нужно стараться себя контролировать. Говорите себе: «Моя задача сейчас не военные сводки в телеграм-каналах читать, а молиться о том, чтобы Господь даровал победу и в нашем Отечестве воцарился мир». Если молиться не будем, то духовно погибнем, умрёт наш дух, нас постоянно будут одолевать различные страхи. И телевизор советую не включать. Лучше читать духовную литературу, а вместо телефона рядом положить Евангелие, Священное писание. Чтобы яснее его понимать, возьмите толкование. Почитайте святителя Иоанна Златоуста для того, чтобы почерпнуть его красивые мысли. – Великому посту всегда предшествует Прощёное воскресенье. Это своего рода подготовка к нему? – Да, прощение – именно то, с чего начинается пост. Самое ненужное, что нас тяготит, – это обиды. Это то чувство, которое радости никакой не приносит, а только отвращает нас от Бога. Поэтому и надо спрашивать прощения у Господа и прощать другим те обиды, которые кто-то нам нанёс. Но это нужно делать искренне, не формально. Конечно, сложно просить прощение у того, перед кем ты действительно виноват, кого осудил, оскорбил, для кого послужил соблазном или кому не уделил внимания. Святитель Феофан Затворник как-то сказал: «Если бы все христиане друг друга прощали, то христианские общины превратились бы в общины райские». Давайте дадим себе возможность немного приблизиться к описанному им идеалу. Великий пост – время добрых дел, покаяния и, ещё раз повторю, очищения. Это тот период, когда нужно настроить свой приёмник сердечный на ту волну, на которой вещает Господь. СПРАВКА «КП» Великий пост установлен в память о многодневном воздержании Иисуса Христа в пустыне. Однако далеко не всегда требовалось ограничивать себя в еде 48 дней, как в наши дни. Первые христиане постились около трёх дней (по 40 ночных и дневных часов). Привычную продолжительность Великого поста установили в III веке. Великий пост считается самым сложным из четырёх христианских постов. Но важно помнить, что все ограничения в первую очередь касаются людей, посвятивших свою жизнь церкви. Мирянам, то есть тем, кто не принимал монашеский постриг, можно не так строго придерживаться всех запретов. Совсем освобождаются от необходимости поститься или делают это по щадящим правилам дети в возрасте до 14 лет, пожилые, беременные и кормящие, а также люди с различными заболеваниями, которым отказ от тех или иных продуктов может нанести вред. Например, больные диабетом или люди с заболеваниями ЖКТ. Разрешается нарушать правила поста тем верующим, чья работа связана с тяжёлыми физическими нагрузками. Можно не поститься и путешествующим в условиях, когда невозможно соблюдать пост. Ирина ЛЕОНОВА Фото из личных архивов героя и открытых источников

«Пост – ваше личное дело»
© Курская правда