Войти в почту

Виктор Астафьев опубликовал свой первый рассказ в Пермском крае

Герой Социалистического Труда, лауреат множества премий, народный депутат СССР - все эти звания Виктор Петрович Астафьев получит за свое творчество. А началась его писательская карьера в комнатке для вахтеров колбасного цеха в Чусовом.

Виктор Астафьев опубликовал свой первый рассказ в Пермском крае
© Российская Газета

Журнал вахтера

В пятидесятые годы прошлого века Виктор Астафьев с женой проживали в Чусовом. Здесь он записался в литературный кружок при местной газете. И при первом же посещении очень резко отозвался о рассказе местного писателя про войну. Астафьева буквально ткнули носом в творчество, сказав, что критиковать каждый может, а попробуй сам напиши.

И будущий герой соцтруда на дежурстве начал сочинять рассказ. Писал он прямо в рабочем журнале. Потом вырвал исписанные страницы и отнес их в литкружок. Рассказ приняли в газету и печатали в нескольких выпусках. Но потом прекратили, как выяснилось, из-за безнравственного якобы содержания. В частности, за слово "бабы".

Все же рассказ "Гражданский человек" вскоре напечатали в областной газете "Звезда", а затем и в сборнике "Прикамье". Само собой, "баб" оттуда убрали. Так литературная карьера Виктора Астафьева и началась. Он стал писать рассказы, один из них отправил в "Новый мир", но там его не взяли, а передали Юрию Нагибину, который опубликовал "Солдата и мать" в "Знамени".

Письма из "Мурзилки"

В конце 1950-х годов Астафьев очень много работал. Его заметили, и не только в журналах. Так, в 1958 году один из его рассказов прозвучал на всесоюзном радио в передаче "Письма рассказывают". Потом были радиоспектакли "Монах в новых штанах" о жизни деревенского мальчишки и другие. Печатался Виктор Астафьев и в детском журнале "Мурзилка". В Государственном архиве Пермского края хранятся письма писателю от редактора этого журнала Анатолия Митяева. Оба прошли войну, написали книги о том времени, но переписка касалась детских рассказов. Их Астафьев сочинял мастерски и отправлял в редакцию, а Митяев публиковал.

Сначала он отнесся к произведениям мало кому известного писателя из Перми немного настороженно. Так, в июле 1963 года Митяев пишет, что получил два рассказа. Один опубликуют точно, а вот насчет второго - "Бабушка с малиной" - надо подумать. Митяев собирается показать его Юрию Нагибину.

Очевидно, Нагибин рассказ одобрил, так как "Бабушка с малиной" была опубликована. Уже на следующий год Анатолий Митяев сам просит у Астафьева рассказ для "Мурзилки" и даже обещает вручить пермскому писателю юбилейный значок журнала - тому в 1964 году исполнилось 40 лет.

Астафьеву сказали: "Критиковать каждый может, а попробуй сам напиши"

Через несколько лет они сдружились. Это заметно по тому, что сначала Митяев обращался в письмах к Астафьеву "Виктор Петрович", а потом уже просто "Виктор". Он с одобрением отнесся к переезду Астафьева из Перми в Вологду, заметив, что до Москвы будет ближе. Анатолий Митяев предлагал свои правки в рассказы, но делал это очень мягко, указывая, например: "Уверен, что эти чернильные мошки именуются тлями, впрочем, это дело хозяйское, как написано, так и будет".

В 1972 году Митяев передавал в письме Виктору Астафьеву спасибо от журнала "Мурзилка" и шести миллионов ребятишек, читающих его.

Кино, да не то

В 1960-е годы Виктору Астафьеву не очень везло с экранизацией его произведений. В 1961 году он обратился с повестью "Перевал" на Свердловскую киностудию. Старший редактор Хомяков ответил так: "Уважаемый Виктор Петрович! "Перевал" - это та Большая Литература, о которой мы, читатели, критики и редакторы, часто говорим и мечтаем, которую так жаждем. Мне горько писать Вам о том, что современный кинематограф вряд ли заинтересуется "Перевалом". А "Звездопад" слишком мал по объему для полнометражного фильма. Присылайте рукописи. С искренним уважением, Хомяков".

Но фильм по "Перевалу" все-таки сняли. В 1978 году на "Мосфильме". Он вышел под названием "Сюда не залетали чайки".

В 1968 году такая же история произошла со "Звездопадом". Сначала по нему хотели снимать кино на той же Свердловской киностудии, потом передумали. Фильм по этой повести вышел только в 1981 году на "Мосфильме".

Сейчас мало кто знает, что первый фильм по рассказу Виктора Астафьева "Ясным ли днем" вышел на киностудии "Беларусьфильм" в 1972 году. В июле 1971-го выпускник ВГИКа Борис Шадурский отправил письмо в Вологду, где тогда жил Астафьев. Он сообщил, что готов сценарий по рассказу, и просил поскорее помочь, а именно решить, будет писатель указывать себя в авторах сценария или нет.

Позднее режиссер написал Астафьеву, что фильм запускают в работу. На главную роль согласился Георгий Жжёнов, которому надоело играть шпионов и сенаторов. Осталось только выбрать песню. Фильм был снят в формате короткометражки и вышел под названием "Перед первым снегом". Главную роль в нем сыграл Степан Крылов.

Депутат и ЖКХ

В свое время Виктор Астафьев был депутатом Пермского и Вологодского областных советов. Находясь в Перми, он обратился в исполком Ленинского района с просьбой помочь семье, проживавшей в доме, где протекала крыша, а сквозь тонкие стены были слышны разговоры соседей. В исполкоме Астафьеву ответили, что починят там, где смогут, а вот новое жилье предоставить не получится. О том, как тогда жили пермяки, ясно из письма чиновников. Председатель райисполкома Кузовков извещал, что сейчас (в 1964 году) в Ленинском районе 265 аварийных домов, в них проживают 1268 семей и в десятках домов имеются обвалы перекрытий.

Писал депутатские запросы Астафьев и в Вологде. Так, он обратился в трест "Вологдапромстрой" с просьбой отремонтировать квартиру ветерана войны и труда. Ему ответили, что проверили жилье и выяснили - температура в квартире нормальная, а желание ветерана обить входную дверь дерматином они выполнить не могут, так как ЖКХ этим не занимается.

Встреча с Горбачёвым

Летом 1985 года Виктор Астафьев приехал в Москву, откуда отправлялся по писательским делам в Колумбию. Зайдя перед командировкой в Союз писателей СССР, он встретился со своим старым другом Владимиром Карповым, бывшим тогда одним из секретарей Союза. Тот попросил съездить с ним в академию общественных наук при ЦК КПСС, где проходило совещание на военно-историческую тему.

Астафьеву доклады не понравились. Владимир Карпов тоже был не в восторге и попросил писателя подняться на трибуну. И тот ярко и эмоционально заявил, что сейчас в советской истории одно вранье про войну. И победили в ней не благодаря генералам и маршалам, а только лишь морем крови наших соотечественников.

Сразу после выступления Астафьева пригласили в отдельный кабинет, где его ожидал Александр Яковлев, в то время заведующий отделом пропаганды ЦК КПСС.

Он разговорился с писателем и предложил организовать ему встречу с генеральным секретарем Коммунистической партии Советского Союза Михаилом Горбачёвым.

Виктор Астафьев ответил, что не против, а сам на следующее утро улетел в Колумбию. Вернувшись в Москву, о разговоре с Яковлевым не вспомнил и уехал на родину в Красноярск. Но в ЦК КПСС о писателе не забыли.

Позднее Астафьев вспоминал, что в назначенный день встретиться с Горбачёвым не удалось - тот был на заседании Политбюро, и оно затянулось. В Кремль писателя привезли на следующий день. Астафьев рассказывал о Сибири, какие люди там живут. А началась встреча с того, что он сказал Горбачёву: дескать, необычно с царем вот так запросто общаться. Генсек только улыбнулся.

Через несколько лет, в 1992 году, Виктор Астафьев охарактеризовал Михаила Горбачёва как жертву перестройки. "Именно такой человек должен был прийти, и никто другой. Если бы он вовремя ушел, с почетом и достоинством, было бы все в порядке. Время разберется и воздаст каждому свое".

Справка "РГ"

Все личные бумаги Виктора Астафьева находятся на хранении в Государственном архиве Пермского края. Они были переданы сюда его родственниками.