Войти в почту

Полина Агуреева и Юрий Башмет представят "Соборян"

В понедельник, 5 февраля, на основной сцене Театра им. Гоголя ожидается главная премьера V Зимнего международного фестиваля искусств - "Соборяне. Картины русской жизни". В создателях знакомые все люди: Полина Агуреева и Юрий Башмет.

Полина Агуреева и Юрий Башмет представят "Соборян"
© Российская Газета

Ровно год назад тот же творческий дуэт в том же самом месте предложил зрителям невероятно созвучный сегодняшнему дню спектакль по "Живым и мертвым" Константина Симонова - суровую хронику человеческих судеб времен Великой Отечественной войны, пробиравшую до дрожи. На сцене в том спектакле рядом были и актеры, и музыканты камерного ансамбля "Солисты Москвы" (тоже в гимнастерках и шинелях). В своей шинели, генеральской, был маэстро Башмет у дирижерского пульта. Музыка Валерия Воронова в "Живых и мертвых" стала не фоном, а отдельной героиней спектакля: у нее своя роль, и с ней переплетаются все остальные роли.

Каких переплетений и перевоплощений можно ждать от нового проекта? Недели три назад, в день открытия V Зимнего фестиваля, заглянувший за кулисы мог нечаянно столкнуться с костюмерами, снимавшими мерки с музыкантов - к предстоящей премьере. От таких случайных любопытных костюмеры с легкостью отшучивались: "Были у нас солдаты - станут соборяне".

Как раз тогда Юрий Башмет рассказывал "РГ", что взяться за прозу Николая Лескова было идеей Полины Агуреевой: "Во время репетиций нашего прошлого совместного спектакля "Живые и мертвые" Полина рассказала мне, что у Лескова есть такая потрясающая книга "Соборяне". Мне это показалось интересным, мы начали искать материал и думать, что с этим можно сделать".

Известно: "Соборяне" - непростая книга. Появилась почти одновременно с "Бесами" Достоевского. Все у Лескова с ней было непросто с первых дней: трудно писалась, трудно печаталась, критики на ней переломали копья.

Что происходит в "Соборянах"? Это хроника последних лет жизни двух священников и дьякона в условном городе Старгороде. В книге есть и донкихотствующий протопоп, который борется с поляками, раскольниками, нигилистами, как с ветряными мельницами. Есть дьякон, поймавший живого, в шубе и с рогами, "черта", который оскверняет памятник. Есть страсть, любовь и вера. Целый мир, который вечно перечеркивает "старую сказку" прошлого и никогда не замечает праведников. Каждый выбирает для себя свое: ты с Богом или дьяволом? Что важнее - совесть или благополучие?

Трагедия казалась то комедией, то даже эпосом - нравоучительным. Но режиссеры к "Соборянам" подходили с осторожностью. Лет тридцать назад в Вахтанговском театре рискнул Виктюк, поставил спектакль с Михаилом Ульяновым в трактовке Нины Садур. Режиссер фильма "Брат" Балабанов обмолвился однажды об экранизации - но тут же взял слова обратно: слишком уж непрост Лесков. Что интересно - два года назад как раз в родной для Агуреевой "Мастерской Петра Фоменко" все же его поставили - для своего спектакля главреж Каменькович взял первое лесковское название романа: "Чающие движения воды"…

Тем интереснее: каким будет спектакль у Агуреевой? Она молчала долго - лишь за несколько дней до премьеры поделилась своими взглядами на "Соборян". О чем ее спектакль? "О либерализме, о связи настоящего и прошлого, о вере". А главное - "о безусловной любви писателя к России".

"Роман Лескова - это переплетение разных орнаментов, которые в конце концов складываются в картину русского менталитета, глубокого, противоречивого, порой трагикомического - всего того, что есть русское. Недаром Лескова называют "собором Василия Блаженного в слове", - говорит Полина Агуреева. - На мой взгляд, Лесков - один из тех авторов, который приоткрывает створку в тайну русской души. В это интересно вместе с ним погружаться, понять, почувствовать и попытаться выразить".

Режиссер Агуреева не скрывает, что "выразить" Лескова - задача не из самых легких: "Композиция "Соборян" организована по принципу матрешки. Хотелось и в сценической форме сохранить эту мозаичность, поэтому мы дали спектаклю подзаголовок "Картины из русской жизни".

За музыкальную часть в спектакле, конечно, отвечает Юрий Башмет со своим коллективом. Музыка здесь так же - как в "Живых и мертвых" - не просто необходимый фон, сопровождение сюжета. Она вступает в равноправный диалог - с писателем Лесковым, режиссером Агуреевой. Композитор Валерий Воронов работал над музыкой к спектаклю параллельно с репетициями. Как это? Лаконично объяснение Полины: "это сложный, но очень интересный процесс".

В спектакле принимает участие та же актерская команда, которая была в "Живых и мертвых": Илья Шакунов, Алексей Вертков, Максим Литовченко, Варвара Насонова… Приглашена актриса МХТ им. Чехова Наталья Егорова. Здесь же, конечно, и актеры Театра Гоголя. Все они - как уверяют - "объединены одними ценностями, одним поиском".

Лев Аннинский называл лесковских "Соборян" "национальной художественной вселенной, русским духовным космосом". Так что, конечно, ожидания новой театральной симфонии Полины Агуреевой и Юрия Башмета - для зрителей оправданны.

Тут главное, как говорил герой Лескова, - слушать сердцем. "На сердце свое надейся, оно у тебя бьется верно… Слушай его, и что в нем стонет, про то говори, а с сорной земли сигающих на тебя блох отрясай!"