Молельные комнаты предложили выселить из жилых домов
Размещение и осуществление деятельности религиозных организаций в коммерческих и жилых помещениях, расположенных в многоквартирных домах, предложили запретить. В Совете по правам человека при Президенте РФ (СПЧ) проанализируют деятельность молельных комнат и направят выводы в администрацию главы государства, об этом узнала «Парламентская газета». Поправки могут коснуться Жилищного кодекса РФ и закона «О свободе совести и о религиозных объединениях».
Квадратные метры для обрядов
В коммерческом помещении жилого дома в Подмосковье на площади 142,8 квадратного метра появилась молельная комната мусульман. Это произошло без всяких согласований, в том числе с жителями дома, рассказал «Парламентской газете» член СПЧ Кирилл Кабанов, к которому с жалобой обратились жильцы дома. Подобные явления перерастают в системную проблему: власти ряда регионов стараются не обращать на нее внимания, мотивируя это тем, что мигрантам просто негде исполнять свои религиозные обряды, отметил Кабанов. Чиновники, по его словам, не задумываются о последствиях и проблемах, создаваемых жильцам таких домов и районов, и условиях для возникновения конфликтов.
В СЧП планируют изучить деятельность молельных домов и комнат в России и представить выводы в Администрацию президента. В числе предложений может оказаться полный запрет на размещение и осуществление деятельности религиозных организаций в коммерческих и жилых помещениях, расположенных в жилых домах. «Будем обсуждать эту инициативу с правоохранительными органами, представителями религиозных сообществ, заинтересованными общественными организациями», — заключил Кирилл Кабанов.
Вопросы без ответов
Закон не запрещает проводить религиозные обряды в жилых домах. В статье 16 закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» перечислены места, где люди могут беспрепятственно совершать богослужения. Кроме специально предназначенных для этого культовых помещениий, обряды можно проводить на территории, которая принадлежит религиозной организации на праве собственности или другом имущественном праве. Отдельно закреплено право молиться в жилых помещениях.
Храмовые места должны располагаться отдельно от жилых пространств, высказал позицию первый зампред Комитета Госдумы по вопросам общественных и религиозных объединений Олег Леонов. Тем более что уже в Москве, по его словам, строят новые мечети, и в принципе нехватки мест для совершения обрядовых действий нет. При этом в каждом случае работы молельных комнат нужно разбираться индивидуально, подчеркнул парламентарий: смотреть, зарегистрирована ли религиозная организация официально, соблюдает ли установленные правила.
Организаторы молельных домов вряд ли действуют от имени религиозной организации, предположил в беседе с нашим изданием глава Комитета Госдумы по делам национальностей Геннадий Семигин. «Не становятся ли подобные места собрания верующих центром жизни целого анклава, компактно проживающих лиц одной национальности? И каким образом мы можем пресекать действия противоправного характера, которые отличают сегодняшние анклавы», — задался вопросами депутат.
Найти одно и простое решение проблемы вряд ли удастся, сказал Семигин: «В самое ближайшее время должны быть созданы основы социально-культурной адаптации и интеграции мигрантов, пока же таких правовых основ нет».
Изменения о запрете открывать молельные комнаты в МКД могут быть рассмотрены как поправки в Жилищный кодекс, но если на то будут основания. Об этом «Парламентской газете» сказал первый зампред Комитета Госдумы по делам СНГ Константин Затулин. «Законодательный механизм у нас есть, в свое время аналогичным образом была отрегулирована деятельность хостелов в домах, сейчас мы работаем над ужесточением правил для так называемых наливаек, — сказал депутат. — Если будет такой запрос и обоснование того, что запрет на молельные комнаты в домах нужен, будем это рассматривать».
Молиться не нарушая правил
Собственники квартир имеют полное право знать, кто занимает нежилые помещения в их доме и, вообще-то, должны контролировать это с помощью проведения общего собрания, напомнила зампред Комитета Госдумы по ЖКХ Светлана Разворотнева. «Но на практике так происходит далеко не всегда, поэтому, в общем-то, любая легальная организация может арендовать коммерческие помещения в МКД, — посетовала она. — Я предлагала закрепить ответственность собственника жилого помещения за действия арендаторов, но пока эта инициатива своего воплощения не нашла».
О том, что в Москве для всех мусульман не хватает мечетей, еще в 2021 году говорил главный имам столицы. Звучало предложение открывать молельные комнаты в метро и торговых центрах. В столичном дептрансе тогда сообщили, что делать этого не планируют, хотя и уважают чувства верующих, но в общественном транспорте нет возможности создать безопасные условия для обрядов любых верований.
Граждане могут предоставлять свое жилье религиозным организациям для богослужений, постановил Конституционный суд в 2019 году. В доме, который расположен на участке для ведения личного подсобного хозяйства, можно беспрепятственно совершать религиозные обряды, разъяснил КС. О молельных комнатах в МКД в решении речи не шло.
Молельные комнаты в домах действительно существуют, но массового характера это явление не носит, сообщил нашему изданию эксперт в сфере миграции Вадим Коженов.
Если большие скопления людей мешают соседям, если любые проводимые арендатором обряды нарушают действующие правила, например, санитарные нормы или закон о тишине, у соседей есть возможность привлечь нерадивых арендаторов за нарушение, напомнила Светлана Разворотнева. Сделать это непросто, но если деятельность организации действительно доставляет дискомфорт, то нужно бороться за свои права, заключила депутат.