Войти в почту

Федеральным театрам будут выделять деньги не на зрителей, а на постановки и показы

У федеральных театров, похоже, меняются принципы финансирования. Если раньше деньги выделялись на зрителей, то сейчас вернулись к идее финансировать новые постановки и показы. Также театрам предписано распределить репертуар в соответствии с основами госполитики и отразить «семейные ценности», «противодействие фальсификации истории» или «воспитание в духе уважения к традиционным ценностям». Это следует из письма, которое театры федерального подчинения получили от Минкульта, пишет журнал «Театр». Как изменится в соответствии с требованиями театральный ландшафт?

Федеральным театрам будут выделять деньги не на зрителей, а на постановки и показы
© BFM.RU

Госзадание перейдет «от количественных показателей к качественным»: вместо посещаемости театров речь будет идти о «создании произведений, направленных на традиционные российские духовно-нравственные ценности». Речь пока только о театрах федерального подчинения, из столичных это Большой, Малый, «Сатирикон», Театр имени Вахтангова, Театр наций, Театр кукол имени Образцова, СТИ, РАМТ. Театрам предлагается определять, «к какой ценности подходит то или иное произведение», ориентируясь на текст указа президента, который был подписан осенью 2022 года. Среди основных выделены такие понятия, как «патриотизм», «служение Отечеству», «крепкая семья», «коллективизм», «приоритет духовного над материальным». Театральные деятели пока нововведение публично не комментировали. Business FM позвонила директору Театра имени Вахтангова Кириллу Кроку:

— Это все, с моей точки зрения, раздутая проблема, не стоящая выеденного яйца, вот так можете написать.

— А письма-то сами есть?

— Ну, есть письма о том, что просим вас дать на следующий год прогноз, сколько каких спектаклей вы сыграете, какие на гастролях... Это каждый год происходит.

— То есть вы в этом никакой проблемы не видите?

— Не вижу.

Впрочем, есть и те, кто считает, что нововведение ограничивает творческую свободу. И вспоминают советское время, когда со стороны Минкульта было очень много ограничений и распоряжений, но талантливые люди все же находили возможность работать. Настоящим творцам, независимо от новелл министерства, было не страшно ничего. Иногда вопреки получалось даже лучше, чем благодаря. Это касалось и театра, и кинематографа. И шедевров в культуре было больше, чем сейчас. Продолжает актер, режиссер, литератор Вениамин Смехов, много лет проработавший в Театре на Таганке:

Вениамин Смехов актер, режиссер, литератор «Для конкретного театра, для театра на Таганке в ответ на любые импровизации советских партийных чиновников были заседания художественного совета. В худсовет Юрия Петровича Любимова входили действительно люди, которыми сегодня история культуры нашей страны гордится. И Шнитке, и Эрдман, Вознесенский, Евтушенко, Булат Окуджава... Дай бог запастись такими художественными советами, чтобы защищаться. После всего пережитого Любимов мне, например, рассказывал, как его буквально изувечивали эти чиновники в обсуждениях и в требованиях сократить, убрать, запретить, поменять и прочее. Результатом является то, что столетие Любимова было отмечено мощно, справедливо и высоко».

Проект документа с первым вариантом «Основ госполитики» в январе 2022 года вынес на общественное обсуждение Минкульт. Тогда он вызвал резкий протест театрального сообщества, а возглавлявший СТД Александр Калягин высказался о документе как о форме введения цензуры. Во время обсуждения в Общественной палате один из авторов проекта, директор Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени Лихачева Владимир Аристархов, назвал «паразитами» театральных деятелей: худруков, директоров, режиссеров и работников театров, высказавшихся против «Основ».

В феврале 2022 года обсуждение проекта Минкультом было приостановлено с формулировкой о необходимости выработки новых подходов к подготовке и обсуждению документа, «позволяющих объективно и всесторонне учесть все мнения, доводы и замечания, поступившие в адрес разработчиков».