Войти в почту

Масштабную выставку к 120-летию художника Абылхана Кастеева откроют в Алматы

В Казахстане отмечают 120 лет со дня рождения народного художника Абылхана Кастеева. Государственный музей искусств готовит масштабную выставку. Акварель, графика, масло – сотни работ передают точную атмосферу времени, в котором жил автор, передает корреспондент «МИР 24» Александра Салмина.

Масштабную выставку к 120-летию художника Абылхана Кастеева откроют в Алматы
© Мир24

Кисти, этюдники, палитра. Свои работы Абылхан Кастеев создавал у этого мольберта в мастерской. Дом, в котором долгое время жил и трудился художник, построили специально для него в конце 50-х.

В настоящее время это дом-музей и машина времени, говорит дочь художника. Здесь проявляются особые чувства. Перед глазами счастливое детство и папа. Когда он писал, время для него останавливалось, вспоминает Гульдария Кастеева.

«Он мог целый день писать. Мама всегда не могла его дозваться на чай, на завтрак, на обед. Он всегда говорил: «Сейчас». И это сейчас длилось-длилось, потому что ему нужно было что-то дописать, довести до ума», – рассказала дочь Абылхана Кастеева Гульдария Кастеева.

В доме сотни фотографий художника за работой и вещи, с которыми мастер не расставался, в которых продолжает жить.

«Этот чемодан, с которым Абылхан Кастеев путешествовал, он побывал во всех командировках, во всех уголках Казахстана и Союза. Он умел мастерить, даже коляски для детей сам делал. Под этим зонтом он работал под дождем и сильным солнцем на природе, когда выходил на пленэр», – рассказал казахстанский художник, искусствовед Еркин Нуразхан.

В детстве Абылхан Кастеев занимался резьбой по дереву, в юношестве пас скот и батрачил. Участвовал в строительстве Туркестано-Сибирской железной дороги. Будущий художник постоянно учился. Брал уроки в студиях Алматы у Николая Хлудова, в Москве – у Исаака Бродского. Но академического образования одаренный от природы Кастеев так и не получил.

«У Кастеева, как мы видим, сохранились искренность по сравнению с академическими художникам, естественность и непосредственность, которые в искусстве, я считаю, являются одними из самых главных ценностей. Художники, получившие строгое академическое образование, они, как правило, чаще нивелируются, становятся однотипными. А такие вот мастера как раз сохраняют больше оригинальности», – рассказал ведущий научный сотрудник Государственного музея Искусств имени Абылхана Кастеева Амир Джадайбаев.

К 120-летию самобытного художника в Государственном музее искусств, который носит его имя, готовят выставку в несколько залов. У каждой картины – свое место. Развешены в строгой хронологии: от 20-х до 70-х годов.

«Игра одного цвета в пространстве такой небольшой картины, как он варьирует зеленым цветом», – поделилась экскурсовод Шолпан Нугуманова.

Кастеев работал в стиле соцреализма. В его холстах – дух эпохи, говорят искусствоведы. В своем неповторимом стиле он выражал любовь к родной земле и то, как красив человек труда. «На первом плане видим труд женщин, они ни на кого не обращают внимания, они трудятся, они увлечены работой. Это художник, который писал детально. Можно даже этот хлопок сосчитать по пальцам, даже эти тюки, которые расположены в машине, их можно сосчитать», – рассказала экскурсовод Шолпан Нугуманова.

Большим мастером Кастеев был и в портретном жанре. Таким художник увидел юного Абая. Обычно поэта изображали уже взрослым по фото, а здесь совсем другой подход – тщательно продуманный образ, собранный по фактам из жизни и творчества казахского мыслителя.

«Он познакомился с абаеведами, он познакомился с Мухтаром Ауэзовым – наш казахстанский писатель, который написал «Путь Абая», он перечитал все его творения. Именно по роману мы видим такого юного Абая, когда ему было 15 лет», – рассказала экскурсовод Шолпан Нугуманова.

За всю творческую карьеру основатель казахского изобразительного искусства написал больше двух тысяч картин. Здесь 300 работ Кастеева – живопись, графика и акварель. По ним гости музея смогут познакомиться с миром мастера и историей союза. Каждое событие он переводил на свой художественный язык, который и спустя годы понятен каждому.