Войти в почту

Рождественское послание Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Возлюбленные о Господе архипастыри, всечестные пресвитеры и диаконы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры!

Рождественское послание Патриарха Московского и всея Руси Кирилла
© Российская Газета

Неизреченная любовь Божия собрала нас ныне, чтобы в единстве духа и союзе мира встретить один из наиболее торжественных и вместе с тем таинственных праздников Церкви - Рождество Господа нашего Иисуса Христа. Прославляя пришествие в мир Спасителя, сердечно поздравляю всех вас, мои дорогие, с этим радостным событием, открывшим новую эпоху в отношениях между Богом и людьми.

Каждый раз вглядываясь в произошедшее два тысячелетия назад, мы пытаемся постичь величие чуда Боговоплощения и не перестаем удивляться благости и милости нашего Создателя. На протяжении долгих веков человечество томилось в напряженном ожидании обещанного Господом Примирителя: Царя праведного и спасающего , на имя Которого будут уповать народы. И вот, когда, наконец, наступила полнота времен, Младенец родился нам, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. Любовь Божия, превосходящая разумение, послала в мир не ходатая, не ангела, не сильного и могущественного правителя, как думали люди, - Сам Бог воплотился, чтобы освободить человека от власти греха и зла.

Достойно изумления, что величайшее в истории событие, о котором возвещали ветхозаветные пророки и которое предчувствовали даже выдающиеся мыслители древности, свершилось столь скромно и внешне неприметно. Спал Вифлеем. Спал Иерусалим. Спала вся Иудея. Господь Вседержитель - Царь царей и Владыка Вселенной - явился миру не под торжественные звуки трубного гласа и всеобщего ликования, но смиренно и кротко, в ночной тиши убогой пещеры, воспеваемый сонмом ангелов и немногими пастухами, пришедшими посмотреть, что случилось.

В самом начале Своего земного пути Господь словно хочет "в пределах унижения показать образ добродетели", - размышляет святитель Иоанн Златоуст. Так благородно поступает только совершенная любовь, которая не ищет своего, не выставляет себя напоказ и не требует почета и славы, но готова переносить ради пользы ближних все лишения и скорби. "Именно поэтому, - продолжает вселенский учитель Церкви, - Господь принимает мое тело, чтобы я вместил Его Слово, и, приняв мою плоть, дает мне Своего Духа, чтобы, и давая, и принимая, сообщить мне сокровище жизни". В этом и открылась нам преизобильная любовь Божия, что мы получили истинное сокровище жизни - Самого Господа, из Которого все, Им и к Нему.

Любовь - настоящая причина и движущая сила Божественных поступков. Он привел в бытие мир и сотворил человека, щедро наделив его дарами. По любви пришел спасти его, когда тот отпал от общения со своим Творцом. По предназначению Создателя весь смысл человеческой жизни заключается в том, чтобы и мы любили друг друга. Но как этого достичь в мире, где столько зла и ненависти? Для этого прежде всего необходимо открыть и отдать свое сердце Богу. Только Он может изменить и расширить его, чтобы оно, ныне такое немощное и ограниченное, стало способным вместить в себя и ближних, и дальних, и благотворящих, и обидящих нас - всех тех, кого мы призваны любить по заповеди Христовой, подражая в совершенстве нашему Небесному Отцу.

Склоняясь в молитве перед Новорожденным Богомладенцем, подумаем, а какой же дар предложим Владыке Вселенной? Может ли быть вообще нечто достойное и соразмерное величию Превечного Творца? Да, есть такой ценный дар, которого более всего желает Господь: наше смиренное, любящее и милующее сердце. Будем же прославлять Воплотившегося Христа не только прекрасными песнопениями и поздравительными сообщениями, но прежде всего - добрыми делами. Поделимся светлой рождественской радостью с нуждающимися, согреем нашей заботой ближних, посетим больных и обремененных скорбями. Утешим и поддержим унывающих, покроем молитвой всех в смятении и печали сущих.

Великая спасительная сила любви исцеляет равнодушие и злобу, врачует ненависть и обиды. Она смягчает нравы ожесточенных и исправляет многие кривизны общественных отношений! Если будем поступать так, воистину исполним свое высокое христианское призвание, ибо этим излиянием любви, по слову преподобного Исаака Сирина, мы уподобляемся Богу.

Тайна Боговоплощения - это тайна реального присутствия Бога в мире. Апостол и евангелист Иоанн, прозревая жизнь будущего века, свидетельствует о всецелом пребывании Господа с людьми: "Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их". Однако эта неизреченная тайна Божественного присутствия начинает осуществляться уже здесь, на земле, ибо с Рождеством Спасителя исполнилось время и приблизилось Царствие Небесное. Мы зримо входим в эту реальность, образуя Единую Святую Церковь Христову, чрез Которую все мы, мои дорогие, являемся посланниками и представителями сего Вышнего Царствия любви. Это удивительное и глубокое переживание "с нами Бог" составляет сущность тáинственной, сокровенной жизни Церкви.

Будем помнить о том, что, если Сам Вседержитель - Альфа и Омега, начало и конец, первый и последний - заключил в Свои объятия человеческую историю и обещал пребыть с нами во все дни до скончания века, то нам нечего страшиться и бояться тревожных обстоятельств нынешнего времени. Откликаясь на великую любовь Спасителя, научимся же полностью вверять себя Господу и уповать на Его благой Промысл, дабы и до Второго славного пришествия Христова даже до последних земли с дерзновением и радостью свидетельствовать, яко с нами Бог!

Подготовила Елена Яковлева