Войти в почту

Искусствовед и реставратор: Главархив – об Алле Лужецкой

<p style="text-align: justify;">В Главархиве Москвы хранится личный фонд искусствоведа и специалиста по реставрации и консервации живописи Аллы Лужецкой. Среди материалов фонда можно найти рукописи докладов и статей ученого, которые посвящены самым разным темам. Например, можно прочитать ее работу «Основы техники и консервации картин» (1937), вступительную статью к переведенной ею книге немецкого искусствоведа Эрнста Бергера «История развития техники масляной живописи». </p> <p style="text-align: justify;">Алла Лужецкая родилась 27 декабря 1899 года. В 1923 году она окончила факультет истории искусств Первого Московского государственного университета (сейчас – МГУ им. М.В. Ломоносова) и получила специализацию по искусству XVIII века – технике, технологии и консервации живописи. Помимо проблем консервации и реставрации живописи, полученный диплом также давал выпускникам право заниматься различной деятельностью в сфере охраны произведений искусства. Поэтому с 1926 по 1940 год Алла Лужецкая работала в реставрационном отделе Государственной Третьяковской галереи и ездила как выпускница МГУ в командировку в Англию, где изучала английскую живопись XVIII века и основы музейного дела. </p> <p style="text-align: justify;">С 1936 года молодой специалист читала авторский курс лекций по технике реставрации и консервации живописных произведений в институте Философии, литературы и истории (ИФЛИ), который в 1941 году был слит с МГУ. Затем с 1939 года и на протяжении трех лет она работала ученым секретарем во Всесоюзной реставрационной комиссии комитета по делам искусства СССР, которую возглавлял художник Игорь Грабарь. Позже Лужецкая недолго трудилась старшим научным сотрудником в Музее керамики при усадьбе Кусково, а в 1942 году защитила кандидатскую диссертацию и продолжила активно преподавать. В 1957 году Алла Лужецкая вышла на пенсию, но продолжала читать лекции по основам реставрации масляной живописи на курсах реставраторов в МГУ, а также написала книгу «Техника масляной живописи русских мастеров XVIII – XX вв.». </p> <p style="text-align: justify;">Кроме того, Лужецкая активно занималась общественной работой и являлась членом секции по охране памятников культуры при Московском союзе художников, состояла в Обществе по охране памятников истории и культуры в Бауманском районном отделении. Коллеги всегда отмечали высокую квалификацию Лужецкой как специалиста-реставратора, а за свою общественную деятельность она много раз получала почетные грамоты и благодарности, которые представлены в Главархиве. Также в личном фонде искусствоведа можно найти отзыв Заслуженного художника РСФСР Бориса Тальберга, который отметил и вклад Аллы Лужецкой в качестве переводчика теоретических трактатов старых мастеров живописи. Так, искусствовед перевела с итальянского трактат флорентийского художника XIV–XV веков Ченнино Ченнини. </p> <p style="text-align: justify;">Алла Лужецкая активно писала о проблемах реставрации памятников в газете «Советская культура». Например, в 1966 году она написала статью «Доколе» о проблемах реставрации фресковой живописи в Сретенском монастыре. Выпуск газеты с этой статьей от четвертого июня 1966 года представлен в Главархиве. В ней автор писала: «Под угрозой фрески бывшего собора Сретенского монастыря в Москве, построенного в XVII веке. Причина гибели фресок – протекающие крыши. <…> Пользователь собора Государственные центральные художественные реставрационные мастерские имени академика Грабаря – казалось бы, учреждение, которое должно заботиться о памятниках и понимать их значение. Однако их директор не принимает никаких мер, и фрески гибнут». Алла Лужецкая выступала за то, чтобы любой памятник архитектуры, а особенно тот, в котором имеются уникальные росписи, был полностью отреставрирован и в нем бы соблюдался необходимый температурный режим, чтобы защитить фрески от сырости. </p> <p style="text-align: justify;">Личный фонд Аллы Лужецкой был передан в Главархив в 1984 году, в нем представлены документы с 1923 по 1979 год. Дата смерти Аллы Лужецкой неизвестна. С документами ее личного фонда можно познакомиться в Главархиве по адресу: Профсоюзная улица, дом 82, корпус 1. Читальный зал открыт по понедельникам с 9:30 до 16:30, по вторникам и четвергам — с 12:00 до 20:00, по пятницам — с 9:30 до 15:00.</p>

Искусствовед и реставратор: Главархив – об Алле Лужецкой
© Главное архивное управление города Москвы