Войти в почту

На Новой сцене Театра Вахтангова вышла премьера - "Повесть о Сонечке" в постановке Владислава Наставшева

На Новой сцене Театра им. Евгения Вахтангова вышла премьера - "Повесть о Сонечке" в постановке Владислава Наставшева. Этот текст Марины Цветаевой возник здесь, конечно, не случайно, сыграла магия места: все его герои - студийцы-вахтанговцы, оставившие большой след в жизни поэта, пусть за довольно короткое, но плодотворное время ее увлечения театром.

На Новой сцене Театра Вахтангова вышла премьера - "Повесть о Сонечке" в постановке Владислава Наставшева
© Российская Газета

Константин Белошапка и Евгения Крегжде воплотили на сцене сражающую наповал любовь. Фото: Предоставлено пресс-службой Театра им. Евгения Вахтангова

Сама Цветаева любила цитировать Гейне: "Поэт неблагоприятен для театра, и театр неблагоприятен для поэта" - вот и все ее девять стихотворных пьес, созданных в этот период, так и не были поставлены. Слишком уж необычны.

Но спустя годы в этих стенах цветаевский слог все же звучит - хоть и в прозе.

"Повесть о Сонечке" Цветаева написала в городке Лакано-Осеан на побережье Атлантического океана. Поводом к ее созданию послужило запоздалое известие о смерти Софьи Голлидэй, с которой она была очень дружна. И сценография спектакля соединяет эти два мира - настоящее, в котором пишется "Повесть", и прошлое: вокруг песок, шум волн и хаотично вынесенные на берег - словно воспоминания, артефакты ушедших лет - шкаф, стулья, лампа... Тяжелые и голодные послереволюционные годы - 1917-1919 - возникают перед нами прямо тут, на побережье. Отчасти - как взгляд со стороны, уже через пережитое. Но по-прежнему дорогое сердцу.

На роль Марины Цветаевой режиссер Владислав Наставшев пригласил Евгению Крегжде. Объясняет: "Для меня было очевидным, что главную роль сыграет именно Евгения, это актриса мощного темперамента". На ней - простое платьице, мужской широкоплечий пиджак. Конечно, узнаваемое каре. Силуэт на сцене не отличить от прототипа, но гораздо важнее внешности - эмоциональность и смена состояний: Евгения Крегжде может играть и Марину - отстраненную рассказчицу, и ее же, но страдающую от любви и способную укутать заботой, утешить и столько всего выдумать!

Работалось над "Повестью" непросто - оригинальный текст фактически без сюжета, развития действия как такового в нем нет. Как сделать его захватывающим, нескучным для сцены? С этой задачей постановочная команда справилась триумфально: спектакль не выглядит затянутым, не утомляет (хотя объективно - мог бы: то витиеватые, то рваные обороты, длинные диалоги). На сцене всего три артиста - помимо Евгении Крегжде, это Ксения Трейстер (Сонечка) и Константин Белошапка - под условным обозначением "Он", воплощающий дюжину мужских образов.

Итак, в 1917-м в поезде по пути в Крым Цветаева вдруг услышала с верхней полки стихи. Узнала чьи - Павла Антокольского. Вернувшись, разыскала его. Тот познакомил ее со своим другом, актером Юрием Завадским (уже тогда он щёголь и эгоист, в спектакле появляется с белыми ангельскими крыльями, сражающими наповал) - так Марина вошла в круг театральной Москвы, сдружилась со студийцами Вахтангова. Самого Евгения Багратионовича она, конечно, тоже знала: свою "Метель" читала ему и артистам сама ("главное, перед лицом Вахтангова, их всех - бога и отца-командира"), но - пьеса режиссера не увлекла.

Это все "доистория", как говорила сама Цветаева, а история началась как раз с чтения этой "Метели", после которой Марина и познакомилась с молодой, подающей надежды актрисой Сонечкой, поразившей ее своей живостью, открытостью и непосредственностью.

"- Сонечка, откуда при вашей безумной жизни - не спите, не едите, плачете, любите - у вас этот румянец?

- О, Марина! Да ведь это же - из последних сил!"

Дальше складываются сплошные треугольники: и Марина, и Сонечка влюблены в Юру (то есть Завадского, а он к обеим абсолютно равнодушен); другой студиец Володя Алексеев, напротив, влюблен в Сонечку и преклоняется перед Цветаевой... Подруги вместе и любят, и страдают, но при этом нет в них ни капли соперничества. Они находят утешение друг в друге - в искренних разговорах, в которых каждая может быт самой собой и не притворяться, в душевной близости, в схожем внутреннем темпераменте - каждая готова любить, жертвовать, отдавать всю себя - но есть ли хоть кто-то, кому это нужно и кто это оценит?

Все герои пьесы - студийцы-вахтанговцы, оставившие большой след в жизни поэта

- Сонечка - актриса-птица, чья карьера не удалась. Но это вовсе не значит, что она плохо играла, - говорит о своей героине Ксения Трейстер. - В процессе работы над ролью я и сама ее полюбила - за легкость, острый ум, удивление всему на свете, какую-то радостную грусть. Какие между ними с Мариной были отношения? Для Сонечки Цветаева - и наставница, и идол, она восхищается ее талантом, но при этом они так близки, что общаются запросто, могут позволить себе фамильярности.

- С самого начала, как только я попал в эту историю, почувствовал какой-то очень обаятельный мир, который может у нас на сцене получиться. Именно с этой картинкой, с этой музыкой, с этим текстом, - рассказывает Константин Белошапка. - Очень важно, что в "Повести" возникает и студия, и сам Вахтангов, мы о них постоянно говорим и этим будто объединяем времена.

Жизнь Сонечки сложилась необычно, какой была она сама, - ее ценил Станиславский, Вахтангов хотел зачислить в свою студию, но девушка уехала на гастроли в провинцию и в Москву больше не вернулась. Умерла она рано, но так и осталась в памяти всех, кто ее видел, маленькой, трогательной, с огромными глазами и длинными черными косами.

Прямая речь

Владислав Наставшев, режиссер

- Я искал материал для работы, перечитал повесть Марины Цветаевой, и меня поразило ее созвучие нашему времени - рассказано о смене эпох, как художник выживает, как переживает такое время. Проза Цветаевой полна магии, которая завораживает, соединенная с реалиями жизни. В процессе работы мы приняли решение не переиначивать текст, раскрыть его внутреннюю энергию, обнажить причудливо сплетенные мотивы, темы.