Войти в почту

Художника Виктора Плотникова выселяют из мастерской в Челябинске

Громкий скандал с судами и проверками МЧС разгорелся в Челябинске. Художника Виктора Плотникова просят освободить комнату на чердаке, где больше двух десятков лет находится его мастерская.

Художника Виктора Плотникова выселяют из мастерской в Челябинске
© Уралинформбюро

Виктор Плотников – автор спектаклей, каждый из которых становится легендой, уникальный мастер, создавший сценографию знаменитого Snow Show Вячеслава Полунина, поставивший в Екатеринбургском театре кукол "Дон Кихота" и "Собаку Камень", в московском театре Образцова "Рождественскую историю". Сегодня вместо работы над новым проектом он вынужден планировать новое судебное заседание и морально готовиться к переезду.

Корреспондент "Уралинформбюро" встретилась с Виктором Васильевичем и его супругой Натальей Цветковой в екатеринбургском кафе во время его творческой командировки в столицу Урала, чтобы подробнее расспросить о том, что происходит.

Виктор Плотников в процессе работы над музыкально-кинетическим объектом "История оперы", установленным в Челябинском театре оперы и балета. Фото из мастерской

Музыкально-кинетическая шкатулка Плотникова высотой 3,5 метра показывает развитие оперного искусства от барокко до современности, ее включают в каждом антракте. Фото: ascreengroup.ru

– Они не понимают, что это такая профессия – без мастерской я как без рук. Убивает невозможность объяснить, что, выселяя меня, они фактически лишают меня права на профессию, – поделился Виктор Васильевич.

Мастерская площадью 25 квадратных метров, в которой работает художник, если вынести за скобки ее нынешний символический вес как места силы, это каморка на чердаке между двумя вентиляционными каналами. В этом помещении нет никаких коммуникаций, это просто "кусок пространства" над квартирой Виктора Плотникова в восьмиэтажном доме на площади Революции, где почти двадцать лет о художнике никто не вспоминал.

Какой абСУД!

– Ирония в том, что этот конфликт возник пять лет назад из-за пустяка – банальной ссоры со старшей по дому из-за парковки, – рассказала Наталья Цветкова, которая занимается всеми юридическими и хозяйственными вопросами Плотникова. – С тех пор управдом и УК не дают нам покоя, и ни мэр, ни губернатор, ни письма знаменитостей (кто для этих людей Михаил Шемякин?) не могут нам помочь, не говоря уже о чиновниках от культуры.

На первых порах "пожар" удалось погасить деньгами, художник заключил с УК "Созвездие" (СМИ пишут о ее возможной связи с депутатом местной думы Сергеем Овчинниковым) договор аренды и ежемесячно платил за использование "квадрата". При этом у него на руках есть согласие 2/3 собственников квартир в доме и по закону этого достаточно для использования общедомового имущества.

– Но через некоторое время управляющая компания договор аренды разорвала, а старшая по дому пригласила в мастерскую проверяющих от МЧС. И то судебное разбирательство, в которое нас втянули, вращается сейчас вокруг требований пожарной безопасности, – объясняет Наталья. – При этом мы сразу выполнили требования инспекторов, поставили датчики дыма и вывезли все, что могло вызвать хоть малейшие нарекания.

На чердаках, согласно Правилам противопожарного режима нельзя оборудовать производственные мастерские (правда, в марте 2023 года в этом пункте было сделано существенное послабление). Виктору Плотникову пришлось доказывать, что у него не мастерская, а фактически студия и пожароопасного производства там нет. Первый суд он выиграл.

Сначала суд встал на сторону художника

Затем было поражение в апелляции, решение инстанции гласит: художник обязан покинуть помещение, поскольку на чердаке у него находится, в частности, стол и стул "для работы с ноутбуком, ватманом и рукописями".

Впереди – кассация, дело будет рассматриваться в Екатеринбурге, а это дает надежду на независимое постановление, считает Наталья, намекая, что вмешательство извне могло повлиять на исход предыдущего процесса.

Челябинск, прием!

– Возмущает эта юридическая словесная эквилибристика, – говорит Виктор Плотников. – Например, если я просто пенсионер, который выпиливает лобзиком, то мне заниматься этим на чердаке можно, а если я юридическое лицо (а как я могу не быть юридическим лицом, я же должен как-то свои взаимоотношения с миром оформлять!), то нельзя.

Архивное фото, 2019 год

Стоит ли говорить, что любое перемещение кукол и макетов для художника – подобно концу света, сохранить всё бесценное наследие в целости при переезде невозможно.

– Мы видим, что ситуация дошла уже до какой-то крайней точки абсурда и, если честно, опускаются руки. Сейчас я работаю над новым большим проектом, и только для того, чтобы довести его до худсовета, мне нужно как минимум три месяца. Единственная надежда – что кассация позволит протянуть это время, – объясняет художник.

Забрать у меня мастерскую – это все равно, что ударить чужого ребенка по голове. Они не понимают, что такое профессия кукольник. Большую часть кукол я делаю сам по своей же технологии.

Я никому не могу это доверить. В театре Образцова, например, я обучил их своему способу изготовления голов... А для того, чтобы всем этим заниматься, мне нужно помещение. И страшно раздражает то, что армия юристов сейчас выступает против меня, а я отбиваюсь, хотя мог бы заниматься своим делом. А особенно раздражает то, что я думаю об этом по утрам! – проговаривает он.

Виктор Плотников работает с театрами по всей стране. Удивительный и редкий мастер, какие вряд ли есть еще в России, – вчера он был в Екатеринбурге, завтра – в Москве, город, в котором будет следующий спектакль, пока держит в секрете. Если отнимут мастерскую, нарушится и без того призрачная связь с Челябинском.

– Начинается новый этап. Видимо, Челябинск так и останется городом торжествующей гопоты. Соберем свой скорбный скарб и пойдем в даль светлую, – написал он с горечью об этих событиях в соцсетях.

"Квартирный вопрос" в российском искусстве становится краеугольным. Сигналы о всё новых конфликтах с отъемом мастерских с начала 2000-х поступают с завидным постоянством. В Екатеринбурге один из ярких примеров – скульптурные мастерские на улице Сони Морозовой: от мастеров, которые там работали, потребовали неподъемную сумму за аренду земли, в итоге художники съехали. А зачем? Здание потом долго пустовало, после сгорело, а его остатки снесли, и до сих пор на том месте пустырь.

К тому, что нет пророка в своем отечестве мы все странным образом привыкли. Но не пора ли разорвать порочный круг, чтобы не оказаться в конце концов на том же пустыре.

Также по теме: Первобытный театр Виктора Плотникова