Войти в почту

На железной дороге в Подмосковье появились противопешеходные маты

В Подмосковье опробуют новый способ борьбы с теми, кто переходит железнодорожные пути в неположенных местах. На станциях Сергиев Посад Ярославского направления и Отрадное Белорусского направления появились экспериментальные конструкции "Барьер", в просторечии - противопешеходные маты. Это покрытие, состоящее из плотных резиновых конусов. Ходить по ним невозможно - обувь проваливается между конусами и застревает в них.

На железной дороге в Подмосковье появились противопешеходные маты
© Российская Газета

С января по октябрь в Подмосковье произошло 313 несчастных случаев на железной дороге. Для сравнения: за весь 2022 год было 274. Движение поездов становится интенсивнее, там, где уже открыты Московские центральные диаметры, электрички ходят почти с такими же интервалами, как в метро. А люди как перебегали железнодорожные пути где попало, так и перебегают. Переход в неположенном месте - самая частая причина трагедий.

Причем используются все традиционные способы борьбы с бегунами по рельсам. На их пути возводят заборы, на платформах ставят информационные таблички, на самых аварийных участках монтируют видеокамеры - их в Подмосковье уже больше 80. Камеры не просто фиксируют нарушение, но и наделены функцией распознавания лиц, что позволяет выписывать нарушителям штрафы. А поскольку статистика не радует, ответственные за безопасность берут на вооружение и нетрадиционные меры. Например, покрывают ограждения у железнодорожных путей солидолом, который плохо отстирывается с одежды, или натягивают вдоль этих заборов колючую проволоку. Экспериментальные конструкции "Барьер" - из той же серии.

Весной власти решат: убирать маты или стелить их дальше

"Конструкция представляет собой панель с конусным покрытием, закрепленную на балластной призме, обочине земляного полотна и в межрельсовом пространстве. Диаметр конусов и частота их расположения рассчитаны таким образом, что разместить стопу в основании мата практически невозможно. При этом производитель позаботился о безопасности конструкции: твердость материала не позволяет травмировать пешехода", - объяснили в пресс-службе Московской железной дороги. Однако те, кто уже попробовал походить по противопешеходным матам, к новшеству отнеслись скептически. "Пробежать по ним не получится - ноги проваливаются, это точно, но потихоньку пройти можно, особенно сейчас, когда резина подмерзла", - утверждает житель Сергиева Посада Валерий Горяинов.

Старушки, конечно, будут обходить "Барьер" стороной, но за подростков и молодежь поручиться нельзя. А что будет, если обувь застрянет в этом мате? Тогда человек не просто перебежит рельсы в неположенном месте, а встанет на нем живой мишенью. Потому местные жители, обсуждающие новшество в соцсетях, уже прозвали маты капканами.

Ко всему прочему покрытие уложили весьма странно - дорожкой шириной в пару метров. Что мешает спешащему несознательному пассажиру взять на два метра левее и перебежать рельсы, не рискуя переломать ноги? "Если подобные ограничители будут установлены не по всему периметру пути, а только в некоторых местах, свою роль они не выполнят", - считает зампред Общественного совета при Минтрансе России Илья Зотов. На что железнодорожники парируют: конструкция не зря называется экспериментальной. Все промежутки между рельсами матами не заложишь - тем, кто обслуживает пути, все равно нужно где-то ходить. Но локальные места "Барьеры" обезопасят. Если, сместившись на пару метров левее, человек упрется не в привычный выход, а в забор, который тоже нужно преодолеть, может, кто-то задумается: а стоит ли игра свеч?

Эксперимент с "Барьерами" продлится до весны. Если его признают успешным, противопешеходные маты появятся на всех станциях Подмосковья, где происходит много несчастных случаев. Кстати, маты - вовсе не наша придумка. Подобные меры безопасности были опробованы в некоторых странах еще несколько лет назад. К примеру, в Канаде резиновые шипы прижились и благополучно украшают несанкционированные выходы с железнодорожных платформ. Применяются они и на трамвайных путях в Дубае. А вот в Бельгии их признали бестолковыми и демонтировали после нескольких сезонов использования.

Инфографика "РГ" / Антон Переплетчиков / Ирина Рыбникова