Войти в почту

Скоростного трамвая не будет. Будет реконструированный

Никто непредставлял, что такое скоростной трамвай

Скоростного трамвая не будет. Будет реконструированный
© Свободные новости

Разговор, начатый нашим текстом «Вторая индустриализация Саратова», хочется закончить мнением человека, досконально разбирающегося вроссийской экономике. Выступая вГосударственной думе, глава Центрального банка Эльвира Набиуллина заявила, что экономика сейчас «практически полностью задействовала имеющиеся ресурсы»— количество рабочих рук, производственных мощностей. Уровень безработицы— 3 процента, вряде регионов этот показатель даже ниже— «это означает, что вэкономике практически неосталось свободных рук, ситуация скадрами действительно очень острая, особенно втех отраслях, которые уже перешагнули докризисный уровень». Вчисле таких отраслей глава ЦБназвала машиностроение ихимическую промышленность.

Учтем также такую особенность нашей области, как постоянный отток населения. Потому ивозникает вопрос: кто будет работать вСтолыпинском индустриальном парке ивпроектируемом Южном парке? Чиновники этот вопрос предпочитают незатрагивать.

Сейчасже хочется поговорить оеще одном начинании Романа Бусаргина— строительстве скоростного трамвая.

Одно перечисление саратовских начальников, обещавших открыть вгороде скоростной трамвай, занялобы, наверное, полстраницы. История эта тянется еще ссоветских времен. Представляется, что руководители, обещавшие саратовцам скоростной трамвай, сами непонимали, очем идет речь. Покрайней мере, любая реконструкция подавалась как подготовка кстроительству скоростного трамвая.

Маршруты тем временем закрывались. 12-й— Геологический колледж (ул. Академика Антонова)— ул.Радищева; 1-й— площадь Орджоникидзе— улица Радищева, чуть раньше «единичка» ходила доВолжского райвоенкомата наулице Северной, это был один изстарейших маршрутов Саратова, открытый в1908 году. Еще закрыли тогдаже, в1997 году, 15-й трамвай— площадь Орджоникидзе— вокзал. Вместо него пустили троллейбус под темже номером. Закрытие 1-го и15-го маршрутов, как объяснили горожанам, было вызвано необходимостью разгрузить оттрамваев улицу Чапаева. Инициатором процесса был тогдашний вице-губернатор Вячеслав Володин.

Так ипроисходил процесс: наделе маршруты закрывали, насловах объяснили, каким прекрасным будет новый скоростной трамвай. Споявлением такого транспорта связывали будущее счастье саратовцев. Буквально как в«Записных книжках» Ильи Ильфа. «Вфантастических романах главное это было радио. При нем ожидалось счастье человечества.Вот радио есть, асчастья нет».

Будущий скоростной трамвай видели по-разному. Например, ввиде легкого метро, тоесть часть участков идет потоннелям, часть— пооткрытой местности, вместах оживленных перекрестков— поэстакадам. Стоимость этого чуда, по-моему, несчитал никто.

Входе подготовки этого текста пришлось ознакомиться сомногими проектами скоростного трамвая вСаратове. Детали одного изних автор нашел в«Живом журнале» Дениса Жабкина. Больше десяти лет назад вмарте 2013 года вмэрии состоялась презентация официальной программы развития саратовского трамвая. Вот там действительно было громадье планов.

Этап 1. 2013— 2015. Проектирование иорганизация двух маршрутов скоростного трамвая.

№ 3 «6-я Дачная»— «1-й Просяной проезд»(полиниям маршрутов № 3 и№ 9) № 11 «Геологический колледж»— «Октябрьский поселок»(полиниям маршрутов № 11 и№ 10) Модернизация подразумевает изоляцию трамвайных путей отавтомобильных потоков. Второстепенные пересечения савтодорогами будут автоматически закрываться при проезде трамвая. Напересечениях сосновными автодорогами трамвайное движение будет поднято наэстакады.

Этап 2. 2016— 2017. Продление существующих трамвайных маршрутов иорганизация новых.

Трамвайный маршрут № 6— допосёлка Сокол через Жасминный. Трамвайные маршруты №№ 5, 8— допосёлка Тепличный. Трамвайный маршрут № 7— допосёлка Водник, через НПЗ, Увек ипосёлок Нефтяной (всвете превращения Увека втуристическое место). Трамвайный маршрут № 11- доТехстекла. Построить новый маршрут скоростного трамвая, отходящий от№ 11 наулице Топольчанской донового аэропорта, через микрорайон Солнечный-2, поселки Расково и Дубки.

Этап 3. 2018 -… Создание новых маршрутов скоростного трамвая.

Эти маршруты впрограмму невошли. Нопредполагались вдальнейшем. Линия скоростного трамвая доУсть-Курдюма через территорию старого аэропорта, Юбилейный поселок, Пристанное. Трамвай вцентр города Энгельс поновой очереди автодорожного моста Саратов-Энгельс. ВСаратове онпойдёт попроспекту Победы доСенного рынка, где вольётся всуществующую трамвайную сеть.

Еще был некий проект соединения всех городских маршрутов вединую сеть. Типа сел натрамвай вАгафоновке, авышел вСолнечном или Мирном переулке. Попутно для увеличения скорости движения предлагалась оптимизация остановок, тоесть сокращение ихчисла. Врядли жители, предположим, Молодежной, былибы рады, когда мимо них проносился экспресс с6-й Дачной до3-й без остановок.

Как мыполагаем, все эти разговоры ипроекты были вызваны тем, что никто непредставлял себе досконально, что такое скоростной трамвай. Единственный действующий скоростной трамвай вРоссии функционирует вВолгограде, недавно оноткрылся после ремонта.

Скоростной волгоградский

Саратовские чиновники побывали вВолгограде, новпечатлениями особо неделились. Попробуем восполнить этот пробел.

Так чтоже представляет собой волгоградский скоростной трамвай. Это трамвайная система сэлементами метрополитена. Была открыта 5ноября 1984 года иявляется составной частью общей трамвайной сети города. Стех пор было проведено два капитальных ремонта, сравните сСаратовом, где некоторые маршруты неремонтировались стридцатых годов.

Еепротяжённость составляет 13,5км (втом числе 3,5км — подземная часть, две подземные станции, одна— наэстакаде). В1985 году началось строительство второй очереди скоростного трамвая. Это подземный участок стремя станциями протяжённостью 3,8 километра. Сразу надо заметить, что никаких специальных скоростных вагонов трамваев несуществует вприроде. Скорость достигается засчет других компонентов.

Подвижной состав волгоградского скоростного трамвая: 20 вагонов (10 составов) трамваев Усть-Катавского вагоностроительного завода; десять трехсекционных вагонов Петербургского трамвайно-механического завода, 33 вагона чешского производства Татра 3-Т, кстати, выпуск трамваев назаводе «Татра» прекращен в1999 году. Соответственно, этим трамваям почти четверть века.

Администрация Волгограда отказалась оттретьей очереди скоростного трамвая доВолгоградского государственного университета иотменила выделение земли поднее. Вбудущем планируется продлить скоростной трамвай доотдаленного спального района Спартановка.

Скоростной трамвай отличается отобычного почти вдвое большей скоростью движения. Средняя скорость трамвая вгородских условиях— 10-20 километров вчас, взависимости отчисла остановок, плотности уличного движения, атакже типа подвижного состава, его технического состояния исостояния инфраструктуры. ВСаратове, надо полагать, эти показатели ниже. Нам стоит надо ожидать, что после реконструкции саратовские трамваи будут передвигаться соскоростью 20-30 километров вчас.

Атеперь главное: линия волгоградского трамвая проложена параллельно Волге, вблизи берега. Если судить покарте, пересечений савтомобильными дорогами мало. Атам, где они есть, трамвай или уходит под землю, или поднимается наэстакаду. Ивесь тринадцатикилометровый маршрут идет практически попрямой. Возможноли унас такое? Натойже «девятке»— 25 перекрестков. Или возьмем самый популярный маршрут— третий. Едем надачные: изМирного переулка трамвай сворачивает наВавилова, потом— наАстраханскую, уСенного— наВторую Садовую, потом относительно прямой участок пути, который завершается резким поворотом намост перед 3-й Дачной. Дальше восновном прямо. Игде здесь разгоняться?

Завышенные ожидания сбюджетом 17,3 миллиарда рублей

Представляется, что унашей власти, возможно, попричине недостатка информации сложились завышенные ожидания отбудущего трамвая. Впрошлом году, перед началом реализации проекта, Роман Бусаргин, тогда врио губернатора,гарантировал саратовцам, что скорость трамваябудет увеличена в4-5 раз.Натом этапе конечный результат реконструкции транспортной инфраструктуры называли «наземное метро».

Тогда Бусаргин говорил, что вагоны будут ездить назакрытых участках, что позволит им«двигаться без остановок, смаксимальным сокращением времени впути. Ябы назвал его даже наземным метро, потому что скорость будет превышатьдвижение сегодняшнего трамвая в4-5 раз».

Всентябре этого года корреспондент ГТРК «Саратов» врепортаже сдемонстрационного участка пути наПолитехнической улице уверенно заявляет, что скорость нового трамвая будет достигать 70 километров вчас. Кстати, показательный участок потом разобрали потой причине, что забыли поменять под ним старые коммуникации. Это так по-саратовски. Как ито, что проект пришлось менять уже после начала работ.

Зампред правительства Павел Мигачев продолжает говорить, что реконструкция трамвайных путей №№ 3,6,8 и9 позволит закольцевать эти маршруты изапустить поним городскую электричку— скоростной трамвай. Как это будет сделано, оннеуточняет. Предположим, можно соединить «тройку» и«шестерку», которая ходит от6-й Дачной вПоливановку. Нокак присоединить кним трамвай № 8 отплощади Орджоникидзе доКомсомольского поселка? Ждем отвластей схему единой трамвайной сети.

Вполне возможно, что эти рассказы опрекрасном трамвайном будущем должны помочь саратовцам как-то пережить нынешние неурядицы, вызванные реконструкцией. Разрытые дороги, постоянные отключения воды, отсутствие самих трамваев, наконец. Напомним, что закрыто четыре маршрута, весной закроют и«тройку». Возможно ито, что отрамвайных экспрессах власти говорят поинерции. Впоследнее время тон изменился. Обещания стали ближе креальности. Теперь уже оназемном метро сзакрытыми участками уже невспоминают.

Полный объем работ Роман Бусаргин обрисовал винтервью ГТРК «Саратов»: «Меняется полностью вся инфраструктура трамвайного движения. Меняются столбы, меняются рельсы, меняются шпалы, меняется благоустройство рядом сэтим дорожным полотном, меняется контактная сеть итрансформаторные подстанции».

Нынешняя реконструкция предварительно обойдется в17,3 миллиарда рублей— пофакту, конечно, будет больше. Это, кстати, три четверти городского бюджета— 24 миллиарда рублей. Понятно, что деньги федеральные, цифры приведены для осознания масштаба затеянного.

Ниотоннелях, ниобэстакадах речи уже неидет. Пресс-служба главы региона сообщает осовещании пореализациипроекта реконструкции трамвайной сети. Отом, скакой скоростью будут ездить трамваи, Роман Бусаргин втомже интервью ГТРК «Саратов» сказал достаточно уклончиво: «Вцелом мыподразумеваем, что скорость будет увеличенапрактически вдва раза».

Теперь, собственно, опрекрасных трамваях будущего. Ихпоканет. Пословам губернатора, износ действующего парка достиг 100 процентов. Зампред Павел Мигачев называет цифру 84 процента. Кое-какие деньги уже есть— 714 миллионов. Решено закупить 1 односекционный трамвай и5 двухсекционных.

Вбудущем еще 5 трамваев планируется взять влизинг. Всегоже, пословам зампреда Павла Мигачева, планируется закупить 71 единицу, втом числе 38 двухсекционных трамваев (маршруты №№ 8 и9), 36 трехсекционных (№ 3) идве односекционных трамваев (маршрут № 6).Если первые шесть трамваев обойдутся больше, чем в700 миллионов, товсе обновление трамвайного парка будет стоить ориентировочно 8,5 миллиарда рублей. Спикер ГД, называет сумму меньшую— 7,1 миллиарда.

Где взять такие деньжищи? Надо полагать, трамваи будут получены влизинг. Тоесть варенду справом выкупа. Вкакой срок будут поставлены новые трамваи, власти пока неуточняют. Нопока вагонный парк небудет обновлен, любые новые пути, контактные сети итак далее будут бесполезны. Например, утром 21ноября стояли сразу три маршрута— 3-й и11-й. Вобоих случаях из-за поломки трамваев. Итак почти каждый день.

Наверное, всовременной истории Саратова такого масштабного проекта еще небыло. Будетли онвыполнен всрок, хватитли средств— обэтом остается только гадать. Но, покрайней мере, онреалистичен— это полная реконструкция трамвайной сети города, без всяких завиральных идей ипрожектов, эстакад итоннелей, трамваев-экспрессов.