Войти в почту

В Москве станцевали балет-ораторию "Материнское поле"

Кыргызский театр оперы и балета на фестивале "Видеть музыку" показал свою национальную классику - балет-ораторию "Материнское поле", которому скоро исполнится полвека.

В Москве станцевали балет-ораторию "Материнское поле"
© Российская Газета

Балет по мотивам одноименного романа Чингиза Айтматова, классика советской, кыргызской литературы, писавшего на русском языке, был поставлен и показан впервые в преддверии празднования 30-летия Победы в Великой Отечественной войне. Автором музыки стал Калый Молдобасанов. За хореографию отвечал главный балетмейстер театра Уран Сарбагишев. Оформить спектакль был приглашен художник московского Большого театра Николай Золотарев. Их детище идеально соответствовало представлениям о передовом советском искусстве. Трехактный балет отсылал к сложному роману о судьбах простых людей, переломанных войной. Так же, как в его музыке, был сплавлен современный музыкальный язык с элементами кыргызского фольклора, национальными элементами была прослоена и хореография.

"Материнское поле" опиралось на те представления, что утверждала театральная эпоха Григоровича и Покровского: монументальный символизм, танец даже не как главное, а всепоглощающее средство художественной выразительности, лапидарность оформления. Балет начинается и заканчивается плакатной сценой, в которой простой солдат оказывается в центре клина вибрирующих на пальцах белоснежных девушек-журавлей, отсылающих к "Лебединому озеру", а вместе с ним - к "Шурале", "Журавлиной песне" и другим национальным балетам, рожденным в СССР. А прослаивающий спектакль женский хор звучит реквиемом, напоминая о финале "Спартака".

В 1975 году появление "Материнского поля" приветствовали Государственной премией СССР, позже спектакль показали на сцене Большого театра.

В преддверии полувекового юбилея балета его снова привезли в Москву, на фестиваль "Видеть музыку". Это было фактически первое знакомство современной России с новым Кыргызским театром имени Малдыбаева. Увы, вместо размаха главной сцены страны или другой традиционной для балета площадки гостям выделили учебный по сути зал Центра оперного пения Галины Вишневской. Это сразу же отсекло участие хора и оркестра, которые звучали в "Материнском поле" в записи, к тому же не лучшего качества.

Отсутствие традиционного балетного поката сцены и оркестровой ямы трансформировало визуальное восприятие: дистанция между танцовщиками и зрителями была удалена, артисты вынуждены были работать "глаза в глаза" с публикой.

Однако современное поколение артистов - не только в Кыргызстане - выросло уже в совершенно иной эстетике, когда говорящим должен быть виртуозный танец. Скупая пластическая выразительность, когда движением плеча танцовщики умели передать целую бурю чувств, осталась в прошлом. Сегодня статичные мизансцены превращаются в мучительные паузы-пустоты, в которых тонут, как в тягучем желе, исполнители.

Кыргызская труппа обладает визуально современным кордебалетом - высоким, обладающим удлиненными линиями и красивыми ногами. Но отсутствие дистанции фокусирует внимание на том, как неловко они чувствуют себя в птичьем оперенье, как сложно им передать символический образ, тем более - вообразить себя крестьянками в поле или страдающими в неизвестности женщинами, чьих мужей забрали на фронт.

Мужчинам легче, потому что их хореограф занял сложным хореографическим текстом, и в труппе несколько танцовщиков, владеющих сложными трюками. Их хотелось разглядеть в другом репертуаре. А для молодой труппы - создать новую версию "Материнского поля", которая отвечала бы современным возможностям балетного спектакля. И, конечно, увидеть все это на сцене, предназначенной для профессионального танца.