Войти в почту

Пушкин: от легкомыслия к христианским ценностям

Ни у кого не получается пройти весь жизненный путь идеально. Это очевидно. Особенно важно направление, доминирующая, если так можно выразиться, жизненная концепция, способность признавать свои ошибки, самокритика, воля к исправлению того, что поддается коррекции, изменениям, а также можно сюда добавить одно очень важное качество, делающее человека человечнее — умение прощать и сострадать. Важно, как человек меняется в течение своей жизни, какими правилами руководствуется, не совершает ли сомнительных сделок с совестью.

Пушкин: от легкомыслия к христианским ценностям
© Вечерняя Москва

Свойственны ошибки и людям очень талантливым, даже гениальным. Глубоко убежден, что вершины литературы, вершины искусства никогда не могли бы появиться только на основе эстетического, художественного совершенства. То есть — каждое произведение, в какой бы то ни было области, художник переживает в себе, перестрадает, вымучает даже. Тем более это касается нашей русской художественной литературы или поэзии, затрагивавшей самые глубины человеческой души и всегда стремившейся обрести истину. Пусть это и не всегда достижимо. Как бы ни был текст безупречен с художественной точки зрения, он не станет шедевром без этической составляющей.

Не открою секрета, если напомню, что в молодости Александр Сергеевич Пушкин написал несколько произведений, в которых этическая составляющая как будто вовсе отсутствует, а также столь дерзких, что они являются без преувеличения весьма сомнительными или по-настоящему вредными с моральной точки зрения.

Василий Андреевич Жуковский, старший друг поэта, быстро смог понять, насколько большой дар дан Пушкину Господом. И от своего более молодого друга и коллеги по перу он этого не скрывал. Но в своих письмах к молодому Пушкину не раз подчеркивал, что такой необыкновенный литературный дар обязывает иметь и нравственное достоинство, и высокую цель. Василий Андреевич упрекал молодого поэта в том, что тот писал сомнительные или даже возмутительные с точки зрения нравственности произведения, которые могут принести сильный вред юным неокрепшим душам.

Наверное, в молодости Александр Сергеевич мог подумать, что никто ему не указ, тем более если он гениален, и сам Жуковский признавал, что ученик «победитель», а учитель «побежденный» в их поэтическом соревновании. Пушкин мог упорствовать в том, что имеет право писать все, что захочется. Или, у него могли быть мысли, что главное — поэтическая красота, художественные достоинства, а этический критерий далеко не так уж важен… Нам этого уже не узнать никогда, потому как время унесло безвозвратно все мысли и побуждения людей давно ушедших.

К счастью, все сложилось по-другому. И я уверен, что при всей гениальности, данной Господом Александру Сергеевичу Пушкину, данной просто как драгоценный подарок, поэт не стал бы той величиной для нашей культуры, какой он является вот уже около двух веков, если бы не понял и не принял важность этической составляющей. Пушкин велик в первую очередь благодаря одновременно художественному и нравственному совершенству целого ряда настоящих шедевров, созданных им.

Весь мир помнит вложенные им в уста Моцарта слова: «Гений и злодейство — две вещи несовместные». С этим не поспорить. Если даже очень одаренный человек готов на злые дела, идет на них, если в нравственном отношении он готов все больше и больше уходить от света к тьме, его гениальность начнет деструктурироваться. Дар обязывает хотя бы стремиться соответствовать его величине морально. И если человек вместо этого идет в противоположном направлении, дар не останется прежним, тем более не будет развиваться, возрастать — он будет разрушаться, как будет разрушаться и личность творческого человека. Пушкин всего в шести словах смог выразить важнейшее начало любого искусства.

Со временем к поэту (и его лирическому герою) придет понимание важных составляющих жизни. Он напишет не менее известные слова: «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать». Человек, поэт становится более зрелым. Теперь он может оценить уже прошедшие годы:

Безумных лет угасшее веселье

Мне тяжело, как смутное похмелье.

Прошедшие годы названы безумными. Веселье, которое, казалось, наполняло их, угасло, оставив после себя тяжесть. Но все это не приводит к отчаянию. Мыслить и страдать — этим теперь будет наполнена жизнь лирического героя. Без страдания не бывает жизни, человек не может жить никогда ни о чем не болезнуя и не переживая. Без испытаний не может быть взросления. И писателя, не знающего, не понимающего, не вкусившего никогда мучений и терзаний, тоже нет. Человек незрелый, легкомысленный, неопытный может мечтать провести жизнь в весельях и развлечениях. Человек повзрослевший понимает: так не бывает и не будет. Никто на земле не может прожить без страданий, они — часть жизни. Порой их плоды оказываются очень важными.

В зрелый период творчества Александр Сергеевич Пушкин создал поэтическое переложение молитвы, известное каждому ценителю поэзии: «Отцы пустынники и жены непорочны…».

…Владыко дней моих! дух праздности унылой,

Любоначалия, змеи сокрытой сей,

И празднословия не дай душе моей.

Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,

Да брат мой от меня не примет осужденья,

И дух смирения, терпения, любви

И целомудрия мне в сердце оживи.

Чтобы поэт мог создать такие строки, молитва должна быть им прочувствована, осмыслена. Он должен пропустить ее через свое сердце.

Христианскими ценностями пронизана повесть Пушкина «Капитанская дочка». Петр Гринев с почтением относится к родителям, верен долгу службы на деле, а не на словах, служит добросовестно, он не привык и не хочет лгать, его любовь к Маше Мироновой чиста. Мария Ивановна, скромная, хорошая девушка, оказывается в силах добраться до императрицы, чтобы рассказать той правду, попросить справедливости в отношении Петра Андреевича. Родители Маши, казавшиеся кое-где забавными в своих привычках в мирной жизни, в опасности оказываются стойкими. Капитан Миронов хочет отослать подальше от опасности жену и дочь, но супруга настаивает, что отослать из крепости надо бы Машу, а сама она разделит с мужем его путь. Каждый в этой семье старается уберечь другого. Когда задумываешься о семье Мироновых, о Петре Гриневе, о трудностях и опасностях, с которыми они встретились, о решениях, которые они приняли, то ловишь себя на мысли, что именно так и поступают люди, которые стараются жить в соответствии с истинными ценностями не только на словах, но и на деле.

Много разных строк написано Александром Сергеевичем Пушкиным за всю жизнь. Они разные. Но всегда при произнесении этого имени — Александр Сергеевич Пушкин — в памяти всплывают строки, где равно высоки оба начала: и художественное, и нравственное. Тут вспоминается рассказ преподобного старца Оптинского Варсонофия: «Когда я был в гимназии, в моем классе были два товарища, отчаянные шалуны. В общем, они были добрые малые, и их шалости никогда не были скверными. Но вот начали замечать, что мальчики изменились: незаметно уже их прежних выходок, все свободное от занятий время они стали проводить за чтением. Спросишь, бывало: «Что ты читаешь?». И получишь ответ: Пушкина, Никитина или вообще кого-нибудь из наших великих писателей. Под влиянием чтения даже лица их изменились, сделались более серьезными, осмысленными».

Конечно, «наше все» принадлежал совсем другой эпохе, современному человеку бывает довольно сложно себе представить мотивы, какие двигали людьми того времени, как это быть «невольником чести». Да и оценить по достоинству величину гения Пушкина тогда могли в общем-то единицы. Для кого-то он был всего лишь камер-юнкер и небогатый дворянин, находившийся почти постоянно в долгах, чиновником при архиве Министерства иностранных дел и опальным писателем, за которым велась тайная слежка. А для кого-то — для какой-нибудь крепостной крестьянки из глухой деревни, не умеющей ни писать, ни читать — вообще никто. Это для нас он великий русский поэт, основоположник русского литературного языка, критик, историк и теоретик литературы. А тогда, в первой трети XIX века, подобные вопросы интересовали далеко не всех. Но трудно не согласиться с тем, что есть такие ценности, которые актуализируются абсолютно в каждом поколении. Они вечны.

«Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6: 19-21) – говорит нам Господь.