Войти в почту

Равенство перед искусством: Главархив рассказал историю открытия Московского театра «Современник»

Среди документов Главархива Москвы хранится решение Исполкома Моссовета от 9 августа 1965 года «Об изменении названия театра-студии “Современник”». Этот документ обозначил принципиально новый этап жизни легендарного театра. 

Равенство перед искусством: Главархив рассказал историю открытия Московского театра «Современник»
© Главное архивное управление города Москвы

Обретению нового имени театра предшествовало почти 10 насыщенных лет его истории. В 1956 году при Московском Художественном академическом театре СССР по инициативе начинающих актеров и студентов Школы-студии МХАТ возник театр-студия во главе с Олегом Ефремовым, вскоре получивший название «Современник». В коллектив театра-студии (первоначально он назывался группой молодых актеров) вошли Игорь Кваша, Олег Табаков, Галина Волчек, Лилия Толмачева, Евгений Евстигнеев и многие другие.

Игорь Кваша отмечал: «Идея создания театра родилась у нас во время учебы в Школе-студии. Мы считались одним из самых сильных курсов. Доверие и интерес друг к другу, существовавшие всегда, значительно усилились с появлением нового педагога – Олега Николаевича Ефремова. Между нами словно состоялся некий сговор. С каждой репетицией становилось все яснее, что мы постепенно нащупываем какую-то новую интонацию в театре. Нас волновало, раздражало, радовало одно и то же. Рождалось взаимопонимание такой глубины и такого качества, что становилось невозможным и неправильным существовать отдельно друг от друга».

Первой постановкой стал спектакль Олега Ефремова «Вечно живые» по одноименной пьесе Виктора Розова (позднее она же легла в основу фильма Михаила Калатозова «Летят журавли»). Репетиции проходили в единственное свободное от основной работы время – по ночам, на крошечной учебной сцене Школы-студии МХАТ. Премьера этого спектакля 15 апреля 1956 года по праву считается точкой отсчета в истории «Современника», своего рода апробацией принципов и подходов, захвативших молодых актеров. Игорь Кваша вспоминал: «Закончили играть около четырех утра. Принимали очень хорошо, что само по себе очень обрадовало. Возбужденные, мы ушли со сцены, и вдруг кто-то ворвался в гримерку: 

– Срочно все идите в зал! Там люди отказываются расходиться! Они хотят говорить с вами, обсуждать спектакль.

 Получилось не обсуждение, а скорее стихийный митинг. 

– Вы не должны расходиться, потерять друг друга!!! Это будет театр нашего поколения!!! Вы должны его создать во что бы то ни стало! 

Эти слова и уверенность в наших силах оказались не просто важны, но жизненно необходимы, чтобы вера в возможность создания театра не погибла ни тогда, ни впоследствии».

Молодой коллектив был ориентирован на новаторские подходы в творчестве, на произведения современных авторов. Студийцев не покидало убеждение, что сложившаяся консервативность в режиссуре препятствует развитию театров. По мнению Олега Ефремова и его единомышленников, живой и искренний диалог, яркая проникновенная игра и полное эмоциональное погружение актера в характер героя должны помочь зрителю проникнуть в самую суть повествования и если не принять, то хотя бы понять мотивацию поступков героев. Так, на репетициях спектакля «В поисках радости» Олег Ефремов говорил молодой актрисе Лилии Толмачевой, исполнившей роль мещанки Леночки: «У каждого своя правда, и ты должна защищать свою! Имущество, мебель – это твоя страсть, твоя любовь!..»

Кроме того, современниковцы сознательно отказывались принимать традиционную структуру руководства и доминирования в управлении театром, пропагандируя в первую очередь общее равенство перед искусством. Вся работа строилась на студийных началах, а руководство осуществлялось общим собранием. Во время репетиций студийцы вели живые споры и открытые диалоги по различным вопросам режиссуры и постановки того или иного спектакля. 

Все это нашло отражение и в самом названии театра – «Современник». Поиск новых концепций и форм оказался плодотворным и принес заметный успех в самые короткие сроки. Меньше чем через год приказом Министерства культуры СССР от 4 апреля 1958 года «Современник» получил официальный статус.

Очень быстро театр-студия приобретает широкую известность и признание в кругах московских театралов. Начиная с января 1959 года в объявлениях газет о театральной жизни Москвы театр-студия «Современник» упоминается как самостоятельный театр, отличающийся хотя и небольшим, но оригинальным и актуальным репертуаром. На фотографиях из фонда Главархива запечатлены сцены из постановок театра разных лет.

До 1961 года спектакли студии проходили в основном в залах столичных гостиниц, во Дворцах культуры, а иногда и на подмостках известных московских театров. К этому времени структура, количество постановок и штатное расписание «Современника» фактически соответствовали уровню полноценного столичного театра. К февралю 1961 года относится еще одна важная веха в его истории: по приказу Министерства культуры СССР и по распоряжению Исполкома Моссовета «Современник» переходит в ведение столичного Управления культуры и становится самостоятельным учреждением. Тогда же, при поддержке министра культуры Екатерины Фурцевой, у него появляется и первое собственное здание на Триумфальной площади, рядом с метро «Маяковская». 

В 1965 году «Современник» открыл собственную учебную студию. Тем самым его изначальный статус как театра-студии требовал пересмотра. 9 августа 1965 года по решению Исполкома Моссовета, в связи с изменившимися задачами, структурой и формами работы театр-студия «Современник» получил новое наименование – Московский театр «Современник». Это название сохраняется по сей день.