Войти в почту

Лучший писатель Лубянки. Закончил как все

Среди российских жандармов встречались одаренные люди. Таким был, к примеру, глава III отделения Александр Бенкендорф. Принято считать его гонителем талантливых литераторов, яростным царским сатрапом. Но такова была его служба, иначе никак не мог. Как говорится, взялся за гуж…

Лучший писатель Лубянки. Закончил как все
© Русская Планета

Однако в последнее время историки встали на защиту Бенкендорфа, посчитав, что его биография обильно исчеркана недоброжелателями. Появились сведения, что самом деле Александр Христофорович бывал участлив к опальным литераторам, за которыми надзирал, наставлял на путь истинный. И – защищал их перед императором Николаем I. К слову, смелый был офицер Бенкендорф, храбро воевал в Отечественную войну 1812 года и в других военных кампаниях. Его послужной список впечатляет…

Впрочем, в дебри генеральской биографии не ринусь, хотя и тянет – уж очень она занятна. Упомяну лишь о том, что Александр Христофорович был автором обширных мемуаров. Перо его было крепкое, уверенное – все, что он описал, было точно, ярко, зримо. Может, и иную занимательную прозу создал бы Бенкендорф, но не суждено было…

Собственно говоря, несколько абзацев о Бенкендорфе – это некое предисловие к портрету другого генерала из другой эпохи, который тоже тянулся к литературе. И тоже, по существу, был жандармом – сталинским.

Странно, что писательство было присуще не тихому и мирному обывателю, а видному сотруднику НКВД, наркому, а потом министру госбезопасности Всеволоду Меркулову. Впрочем, если подумать, все сотрудники грозного ведомства были не чужды писательству, но своеобразному – они не составляли протоколы допросов арестованных, но и вписывали в них всякие страшные, фантастические истории.

Этих повествований – о вредителях, врагах народа, троцкистах, шпионах – было множество. Жаль, они нигде не опубликованы и пылятся в сейфах, ведь на ниве этих кип бумаг, извлеченных из папок, мог взрасти целый литературный жанр…

Меркулов каждый день читал «романы-допросы» и «повести-признания». Приходилось заниматься и рукоприкладством – уж больно несговорчивые попадались заключенные, не хотели на себя поклеп возводить. Служба удручала, тяготила Меркулова, но больше – не кровь, разлитая повсюду на Лубянке, не крики и стенания мучеников, а то, что он интеллигент, сын дворянина, выпускник Санкт-Петербургского университета, вынужден заниматься такими грязными делами. Но – ничего не попишешь.

Впрочем, писать он как раз умел. В молодые, дореволюционные годы господин Меркулов прилично рисовал, недурно владел пером, печатался в литературных изданиях и заслужил благожелательные отзывы редакторов. Может, и вырос бы из него приличный литератор, но Российская империя рухнула, и волны революции вынесли его к иным берегам.

Меркулов стал чекистом на родине, в Грузии, вступил в большевистскую партию. И даже «белая кость» не повредила – Лаврентий Берия, тогда еще молодой, но уже влиятельный, помог затушевать биографию. Он и продвигал Меркулова, взял с собой, когда его перевели из Тбилиси в Москву. Уверен был, что тот будет служить верно, точнее, выслуживаться, иначе припомнится ему буржуазная биография. Ведь не только отец, но и мать Меркулова была из дворян. И сам он послужил прапорщиком в царской армии.

Меркулов и впрямь служил истово, потому что боялся – за его спиной маячила огромная яма, куда сбрасывали тела расстрелянных. Он угодил туда в конце концов, только спустя много лет. Был осужден по делу Берии и казнен. Натворил он не больше, чем другие чекисты, а знал больше. Это Меркулова и сгубило.

Служа в ОГПУ, а потом в НКВД, он снова взялся за свои литературные упражнения. Под своим именем публиковаться было как-то не с руки, и Меркулов придумал себя псевдоним – красивый, даже загадочный: Всеволод Рокк.

Его первая пьеса называлась «Помни пролетариат» и рассказывала о борьбе американских подпольщиков против империалистов. Но этой рукописью никто не заинтересовался. Да и сам Меркулов понимал, что это не шедевр.

В середине 1941 года Меркулов–Рокк написал вторую пьесу под названием «Инженер Сергеев». Ситуация была вроде не подходящая для творчества, да и работы в НКВД хватало, но тем не менее генерал выкроил время…

Пьесу в трех действиях приняли на ура и поставили во многих городах Советского Союза – в Тбилиси, Баку, Ереване, Вологде, Архангельске, Костроме. Дошла очередь и до Москвы – название «Инженер Сергеев» появилось на афишах филиала Малого театра на Большой Ордынке.

Рецензенты в «Правде», «Известиях» и других центральных газетах пьесу хвалили, отмечали ее достоинства, актуальность. Сюжет вкратце такой: Красная армия отступает, и директор электростанции, коммунист Сергеев, получает из Москвы приказ ее взорвать, чтобы не досталась немцам. А ведь это было его детище! Инженер возводил сооружение, запускал, много лет работал на нем…

По сюжету немцы пытаются предотвратить взрыв – им нужна электростанция, и они подсылают к Сергееву своих агентов: сына кулака и инженера с дореволюционным стажем, завербованного много лет назад. Но директор расправляется с ними и, преодолев сомнения, выполняет приказ. При этом сам погибает.

«Инженер Сергеев» – отзвук реальных событий. В первые два года войны, когда Красная армия отступала, большевики часто взрывали важные объекты: заводы, фабрики, мосты, электростанции. В сентябре сорок первого агенты НКВД уничтожили огромную часть Киева, куда вошли немцы. В октябре германцы рвались к Москве, и было заминировано полгорода. Если бы захватчики ворвались в столицу, то увидели бы лишь дымящиеся развалины. Врагам негде было бы квартировать, нечего есть и негде согреться. Но намного страшнее оказалась бы судьба оставшихся в Москве жителей…

О том, как перед приходом немцев уничтожались важные объекты во время Великой Отечественной, рассказывал бывший руководитель Госплана Николай Байбаков в своих воспоминаниях. В 1942 году он был заместителем наркома нефтяной промышленности. Немцев пьянил запах нефти, и они оголтело рвались к вышкам, откуда можно было качать вожделенное черное золото.

Байбакова вызвали в Кремль, и Сталин, пристально посмотрев ему в глаза, сказал: «Гитлер заявил, что если не захватит нефть Кавказа, то проиграет войну. Нужно сделать все, чтобы ни одна капля не досталась немцам».

Потом Сталин предупредил Байбакова:

«Если вы оставите немцам хоть одну тонну нефти, мы вас расстреляем. Но если уничтожите промыслы преждевременно, а немец их так и не захватит, и мы останемся без горючего, мы вас тоже расстреляем»

Но при этих словах сердце Байбакова замерло. Но спустя много лет он писал об этом с восхищением – Сталин ему грозил, но доверял! Нефтяные скважины Байбаков уничтожил, когда немцы были уже совсем рядом. И – уцелел...

Успех пьесы «Инженер Сергеев» был полный. Одни критики знали, кто автор, другие пребывали в неведении. И, может быть, удивлялись, что талантливый драматург хранит инкогнито – нигде не появляется, не делится творческими планами. Они, наверное, были, но…

Сталин, который узнал о творчестве Меркулова, не порадовался за него, а многозначительно произнес:

«Министр государственной безопасности должен заниматься своим делом – ловить шпионов, а не писать пьесы»

После этого желание творить у Всеволода Николаевича напрочь исчезло. А вскоре наступила опала – его уволили из Министерства государственной безопасности. И Меркулова, чекиста с многолетним стажем, поставили руководить другим ведомством – государственного контроля. Он работал там целых три года и едва ли не каждую ночь ждал настойчивых, тревожных звонков в дверь.

Но они прозвенели вскоре после смерти Сталина и ареста Берии. Когда за Меркуловым пришли с ордером на арест, он облегченно вздохнул, наконец-то стряхнув напряжение последних лет. Он уже понимал, что его ждет…