Войти в почту

Как стираются границы между перформансом и современными театральными постановками

Такой вид современного искусства, как перформанс, отличался неповторимостью, возможностью взаимодействия с публикой и существованием в реальном времени. В самого перформера даже можно было выстрелить. Спектакль же существовал в определенных обстоятельствах, артисты обязательно перевоплощались и действовали по сценарию, публика был лишь наблюдателем. В современной культуре границы между театральной постановкой и перформансом размылись. Элементы одного из этих видов искусства могут присутствовать в другом. Т&Р вместе с театральным критиком, театроведом Павлом Рудневым и доцентом НИУ ВШЭ Виктором Борзенко разобрались в том, где лежит грань между театральной постановкой и перформансом.

.marker { background: #FFE3E0; background: linear-gradient(180deg,rgba(255,255,255,0) 45%, #FFE3E0 55%); }

Краткая история перформанса и его характеристики

Главная идея перформанса заключается в том, что произведением искусства является не только конкретный объект, но и сам творческий акт может стать произведением искусства. В центре внимания — сами действия художника или группы перформеров в определенном месте и в конкретное время. Перформанс состоит из четырех основных элементов: время, место, тело художника и отношения художника и зрителя. В этом заключается основное отличие перформанса от изобразительных видов искусства, где произведение определяется объектом. Искусствовед и философ Надежда Маньковская в энциклопедии «Культурология XX век» определяла перформанс как «искусство мгновения, балансирующее на грани бытия и небытия». Действие происходило здесь и сейчас и чаще всего не подразумевало повтора.

Истоки перформанса восходят к уличным выступлениям футуристов, дадаистов, театру Баухауса, совершившего художественную революцию. Сам термин «перформанс» впервые применили к произведению Джона Кейджа «4′33» в 1952 году — пианист вышел на сцену и четыре с половиной минуты сидел у рояля, не извлекая из него никаких звуков.

Как отдельное направление перформанс возник в 1960-е годы и отразился в творчестве таких художников, как Крис Бурден, Йоко Оно, Йозеф Бойс.

В 1971 году Бурден создал перформанс «Выстрел», в котором левую руку художника прострелили с расстояния пяти метров. После этой работы Бурдена отправили к психиатру. Через три года в Галерее Рональда Фельдмана в Нью-Йорке художник провел 22 дня без пищи и воды и молча лежал на треугольной платформе. Этот перформанс был назван «White Heat».

Одна из самых известных представительниц этого искусства Марина Абрамович создала свое первое произведение «Ритм 0» в 1974 году. На столе были размещены 72 объекта, которыми люди могли пользоваться как угодно и взаимодействовать с помощью них с самим перформером. Некоторые из этих объектов могли доставлять удовольствие, другими можно было причинить боль. На столе даже лежал пистолет с одним патроном. Публика в течение шести часов могла манипулировать телом и движениями Марины как угодно. И если в начале действия аудитории были безопасными, то впоследствии у публики появилось желание навредить художнице.

«Перформанс — это момент, когда исполнитель вступает в ментально-физическое взаимодействие с публикой в ​​определенное время. Это не театр. Театр повторится. Перформанс же настоящий. В театре нож не настоящий, кровь не настоящая. В перформансе настоящие кровь, нож и тело исполнителя. <…> Перформанс — это своего рода уникальная форма искусства, которая носит временный характер, приходит и уходит. Мне нравится, когда зрители присутствуют, потому что работа перформера сделана для аудитории. Без публики это не имеет никакого значения».

Марина Абрамович. «Что такое перформанс»

Перформанс, в отличие от театральных постановок, делает зрителя участником процесса и даже соавтором. Этот вид искусства не предполагает повторений, отличается непредсказуемостью и имеет хаотичный характер. Однако с развитием современного театра в нем стало появляться все больше перформативных элементов, и грань между театральными постановками и перформансом стала размываться. Если раньше классический спектакль существовал в сценическом времени и пространстве, подразумевал повторение и сохранение дистанции между артистом и зрителем, то сегодня публика вполне может стать частью сценического действия. Кроме того, принцип перевоплощения актера соблюдается не всегда: артист может рассказать собственную историю из жизни.

Как отличить перформанс от театральной постановки

Виктор Борзенко

Доцент департамента медиа НИУ ВШЭ

Театральное искусство неоднородно: оно менялось на протяжении 26 веков своего существования. И потому говорить о некоем «стандартном» спектакле невозможно — в особенности в эпоху режиссерского театра, начавшуюся в конце XIX века и продолжающуюся по сей день.

После того как театр перестал находиться исключительно во власти автора, а режиссура как движущая творческая сила выделилась в самостоятельную профессию, в сценическом искусстве произошли многочисленные (в том числе и революционные) перемены

Не только обозначились новые жанры, но и видоизменились язык сцены, принципы актерского мастерства, технология производства спектаклей и многое другое. В наши дни, например, все больше крупных художественных событий, внушительных творческих побед происходит не в пространстве классической большой сцены, а за ее пределами, поскольку театр старательно уходит от хрестоматийности повествования, ищет новые формы, заходит на соседние территории, спускается в подвалы и поднимается на чердаки… Театр становится своего рода клептоманом, перетягивая из смежных искусств (а порой и не только искусств) все то, что может ему пригодиться.

В этой связи зародившееся еще в начале ХХ века искусство перформанса (его историю принято вести от футуристов или дадаистов с их Cabaret Voltaire) так же органично влилось в переменчивый театральный процесс.

Перформанс — это жанр представления, рожденный на стыке театра и всевозможных элементов изобразительного искусства, танца, музыки, видеоарта, кино и т. д. В зависимости от того, какая из составляющих преобладает, представление обретает ту или иную форму. Оно может превратиться в акцию или хеппенинг, стать предметом искусства «социального поворота» или явиться полным воплощением реэнактмента, не говоря уже про столь редкий жанр, как «документация и реперформанс».

Иными словами, перформанс — столь же многоликое явление, как и режиссерский театр. Эти направления искусства всегда развивались с оглядкой друг на друга и неоднократно перенимали общие черты. Грань здесь тончайшая, и потому определить, когда именно перформанс «проник» на драматическую сцену, вряд ли представляется возможным, поскольку в театре ХХ века те или иные режиссерские действия могут быть легко отнесены к перформансу (и наоборот).

Например, лет двадцать назад на европейских подмостках обозначилась такая тенденция (она сохраняется по нынешний день): еще никогда прежде театр не был так внимателен к человеку в его телесном и духовном несовершенстве, заброшенному в «обезбоженный мир».

Марина Давыдова в статье о немецкой танцовщице Саше Вальц пишет: «Все мы — квинтэссенция праха. Энциклопедия изъянов. Хозяева тела и его рабы. В механическом соединении наших мышц, кровеносных сосудов, печенки с селезенкой, как в крайне ненадежный конструктор, помещены томящееся сознание, мысли, чаяния». Проще говоря, в этой цитате и выражена мысль о тончайшей границе между театром и перформансом. В дополнение к ней приведу выдержку из статьи «Петербургского театрального журнала» «Тело возвращенное и утраченное»: «Умаление в театре метафизического начала естественно обернулось повышенным вниманием к человеческой анатомии как единственно данной нам реальности, к телу, слабому, уязвимому, стареющему, страдающему, как проводнику и единственному ключу к внутреннему миру человека и как препятствию в его проявлении. И телесная избыточность, а где-то и утрированное безобразие фактуры (у К. Люпы, Л. Персеваля, Р. Кастеллуччи), сигнализирует о кризисе нашей идентичности».

То есть сегодня актер нередко становится лишь одним из равноправных элементов спектакля. И артист как действующее тело бывает важнее, чем «жизнь человеческого духа».

Павел Руднев

Российский театровед, театральный критик, арт-менеджер, кандидат искусствоведения, доцент Школы-студии МХАТ, Высшей школы деятелей сценического искусства Г. Дадамяна и Высшей школы сценических искусств К. Райкина

Границы между спектаклем и перформансом уже размыты. Сегодня у нас есть только память жанра — Михаил Бахтин связывал это понятие с историей жанра. Есть воспоминания только о том, что когда-то эти два вида художественного творчества были разделены. Тем не менее нужно помнить, чем они различались. Еще 15 лет назад существовал четкий ответ насчет того, где лежит граница между этими явлениями. Две категории отличали перформанс от спектакля.

Первое отличие заключается в том, что спектакль повторяется. Каждый повтор есть новый этап в его развитии. Перформанс же создается для воспроизведения одноразового эффекта, потому что аномалия, которая лежит в основе этого вида искусства, возможна, только когда публика не подготовлена и видит действие в первый раз. С некоторых пор в искусстве перформанса возникло такое явление, как реэнактмент, которое предполагает повторение перформансов.

Теперь не только драматический театр идет навстречу перформансу, но и перформанс идет навстречу драматическому театру

Сама возможность повтора старых перформансов с использованием других перформеров делает перформанс спектаклем в этом смысле.

Еще одно, более важное отличие театра от перформанса — это перевоплощение. Собственно, это основа драматического театра. Согласно теории театра, артист не может играть самого себя, есть некоторый зазор — пусть он проявляется в перемене костюма, но он присутствует. В спектакле обязательное условие — это наличие роли и перевоплощения. Хотя XX век пытался ликвидировать эту часть театральной эстетики. Бертольт Брехт, Ежи Гротовский, Антонен Арто — все они говорили об эффекте перевоплощения как об акции прямого воздействия. Другими словами, в драматическом искусстве мы сталкиваемся с условным существованием артиста, предлагаемыми обстоятельствами. В пространстве перформанса никакой роли не предполагается — художник действует своим телом, эмоциональностью, это его личная акция, он не пребывает в какой-то роли. У него свои отношения с этой аудиторией и пространством. Это высказывание художника развернуто во времени, пространстве и действии. Артист перформанса существует в безусловном пространстве.

Однако, когда появилось такое понятие, как «перформативные акты», театр стал резко меняться. Находясь на территории современного театра, мы уже понимаем: то, что делает артист, является ролью или это его личностное высказывание и волеизъявление. Когда-то на территории театра мы чувствовали себя в безопасности и знали, что с телом артиста во время спектакля ничего не случится, но когда драматический театр теряет иллюзии реальности, он перестает быть безопасным.

Возникают целые театральные системы, которые предполагают существование артиста в условиях спектакля. Это так называемый свидетельский театр, разновидность документального театра, в действие которого введен артист, рассказывающий о самом себе. Также появляется инклюзивный театр, где рядом с артистами работает человек с инвалидностью и представляет самого себя (у него нет особой роли).

Главные отличия театральной постановки от перформанса:

Театральная постановка готовится и многократно репетируетсяАктер перевоплощается и играет определенную роль, идентифицирует себя с другим человекомАктер не демонстрирует собственные чувстваДействия известны заранее и обусловлены сценариемЗритель является наблюдателем и не участвует в процессе