Войти в почту

Кого церковь может причислить к лику святых

– К лику святых могут быть причислены как священно-служители, так и мирские люди, – поясняет иерей Евгений Катаев. – Самое первое и основное – достойная праведная жизнь. Второй немаловажный момент – посмертные чудеса. Они могут быть от могилы или от креста, а также по молитвам к этому усопшему.

Кого церковь может причислить к лику святых
© Вечерний Волгоград

Помимо этого, существенны такие условия канонизации, как соответствие веры подвижника православному вероучению, почитание его церковным народом, дар чудодействия не только после смерти, но и при жизни, страдание за православную веру и кончина за нее.

– При Московской Патриархии существует специальная комиссия – Синодальная, и в каждой епархии тоже есть – она так и называется: комиссия по канонизации святых, – продолжает иерей. – В нашей, Волгоградской епархии тоже существует такая комиссия. Ее возглавляет сам владыка, и туда входят священники, которые имеют соответствующее образование, в том числе и историческое. Ведь прежде чем составить материалы для канонизации, требуется провести большую кропотливую работу. В том числе и с архивами, чтобы собрать сведения о давно усопших людях или священнослужителях.

Процесс канонизации инициируют как священнослужители, так и миряне. Далее архиерей передает дело епархиальной комиссии по канонизации святых. Архиерейский совет митрополии подает ходатайство о канонизации и собранные материалы в Русскую православную церковь, где их изучает и проверяет Синодальная комиссия по канонизации святых. Решение о канонизации выносит Святейший патриарх, Архиерейский или Поместный Собор.

Патриарх может благословить почитание местночтимого (почитаемого в одной епархии или регионе) святого, Архиерейский или Поместный Собор – общецерковное почитание.

Помимо изучения жития, подвигов, трудов канонизируемого, воспоминаний современников о нем, фактов, подтверждающих чудотворения, если таковые были, могут исследоваться мощи праведника.

– Нетленные мощи – это еще одно подтверждение того, что человек был святым, их используют как дополнительный, но не определяющий фактор. Когда останки достают и они нетленные, то есть никакого воздействия на протяжении времени на них не произошло, то можно говорить о еще одном критерии святости. Но далеко не все мощи достают. Происходит это по разным причинам, например, если кого‑то сожгли, то их не будет вовсе.

– В Православной церкви причисление к лику святых в настоящее время отмечается торжественной службой в честь новопрославленного святого. Четыре года назад у нас была канонизирована Усть-Медведицкая святая, игумения, преподобная Арсения. В начале 2000‑х – священномученик Николай Попов из хутора Верхнегнутова. Он находится на границе Ростовской и Волгоградской областей. Николай Попов служил и был убит при гонениях на церковь. Его тоже причислили к лику святых, сейчас его мощи хранятся в Свято-Духовом мужском монастыре. На основании канонизации также утверждается образ. Если святой жил относительно недавно и сохранились фотографии (например, как в случае святой Арсении Усть-Медведицкой), то икона пишется по ним, – отмечает священник.

НАША СПРАВКА

За что почитают волгоградских святых?

Николай Попов

Священномученик Николай Харитонович Попов родился 6 мая 1864 года в станице Урюпинской области Войска Донского. Он был старшим сыном в большой и дружной семье донского казака, историка, члена Донского статистического комитета, редактора «Донской газеты», основателя и директора Донского музея в Новочеркасске, благотворителя Харитона Ивановича Попова. Своих десятерых детей Харитон Иванович воспитывал в духе нравственности, религиозности, требовательности к себе и трудолюбии. Трое из них избрали путь духовного служения, две дочери стали женами священнослужителей.

Николай Попов окончил Донскую духовную семинарию. Первым местом его духовного служения была Успенская церковь Аксайской станицы. Спустя шесть лет был переведен в Иоанно-Богословскую церковь хутора Верхнегнутова. Благодаря неутомимой работе батюшки в течение короткого времени церковь отремонтировали и украсили живописью, здесь появился хор, стали проводиться воскресные чтения. Кроме того, для детей построили школу.

Батюшка делал все, чтобы помочь простым людям, и с этой целью постоянно пополнял свои знания. Со временем он стал оказывать бесплатную медицинскую помощь, открыл в хуторе одно из крупных и первых в округе кредитных товариществ и работал в нем также бесплатно. Позднее в Верхнегнутовом появилась потребительская лавка. За усердную службу и обучение школьников Николай Попов был неоднократно награжден, а в декабре 1906 года епархиальное начальство определило священника на должность Цимлянского благочинного.

В условиях войны и революции 1917 года отец Николай продолжал исполнять свои обязанности с той же преданностью и самоотверженностью, что и раньше. Он по‑прежнему пользовался большим авторитетом – казаки любили батюшку, верили ему.

Оккупация донских станиц красноармейцами сопровождалась проведением массового террора. В 1918‑1919 годах в Донской области было убито около 30 священнослужителей. В том числе и отец Николай Попов. В своем прощальном письме он с удивительным мужеством писал своим родным, чтобы те «простили все своим врагам, простили и его мученическую смерть».

Священный Синод Русской православной церкви причислил его к лику святых в июле 2006 года, мощи его были найдены в частично сохранившемся гробу и перенесены в монастырь.

Анна Себрякова

Арсения Усть-Медведицкая (в миру Анна Михайловна Себрякова) родилась 3 июля 1833 года в знатной семье помещика Михаила Васильевича Себрякова, который имел должность штабс-ротмистра, числился казначеем Войска Донского и был на хорошем счету у Екатерины II.

В возрасте 17 лет девушка поступила в Усть-Медведицкий монастырь, который возглавляла с 1864 года и до самой кончины в 1905 году. При ее игуменстве в монастыре была открыта четырехклассная школа для девочек, где Арсения преподавала историю и географию, построен храм в честь Казанской иконы Божией Матери, обновлен и украшен Преображенский собор, выстроены двухэтажные сестринские корпуса, дома для священнослужителей, обновлена трапезная, устроено подворье монастыря в станице Урюпинской, основан скит с церковью.

10 июля 1874 года игумения Арсения приступила к рытью знаменитых пещер, в которых намеревалась создать подземный храм. До конца жизни вместе с помощницами из числа сестер ей удалось вырыть около 164 метров пещерных ходов.

Народное почитание игумении Арсении началось сразу после ее кончины, через несколько лет начали издавать ее письма, к которым до сих пор обращаются многие педагоги в поисках примеров для воспитания детей и юношества.

Во время подготовки документов для канонизации настоятельницы епархиальная комиссия исследовала около 150 рассказов паломников о благодатной помощи игумении Арсении. Матушка исцеляла от болезней, в том числе онкологических, помогала в семейных и жизненных неурядицах. Наиболее часто среди них встречались свидетельства об исцелении женщин от бесплодия – 65 случаев, ряд из которых врачи признали невозможными при помощи средств современной медицины. 21 октября 2016 года Арсения Усть-Медведицкая была причислена к лику святых.

Ирина Марченко © Фото Кирилла Браги