Восьмисерийный «Шакал»: вспомнили 70-е и министра Щелокова
Восьмисерийный фильм Евгения Звездакова «Шакал» в очередной раз напомнил зрителям о временах классического застоя. Тогда все только начиналось, а проросло в 90-х, докатилось до наших дней. Но про это уже снимать небезопасно, не всем понравится. А вот 70-е — благодатная пора для высказываний, дела давно минувших дней. Можно смело говорить все что угодно. Эпоха отчаянного дефицита. Предел мечты советского человека — квартира, машина, хрусталь. Ради них красивые женщины уходили от своих возлюбленных к совсем другим мужчинам. А те, имевшие доступ к благам, без стеснения говорили, что никуда их женщины не денутся от ковров и шуб. Среди вымышленных героев упоминается вполне реальный министр внутренних дел СССР Николай Щелоков. Известный на всю страну был человек, с Брежневым дружил смолоду. После смерти генсека Щелокова обвинили во всех грехах. Его жена пустила пулю в лоб, а потом министр и сам застрелился. Но до последних дней беспокоился, что много против него наветов. Сейчас это выглядит актом благородства. Кто в наши дни пойдет на такое по соображениям какого-то высшего порядка? Снимать про 70-е хорошо. Можно аллюзий навести, намекнуть на что-то из новейшей истории. В лоб же про это не скажешь, когда безнаказанным остается народ похлеще, наворовавший столько, что должно быть стыдно перед людьми. Но понятия чести и достоинства выветрились как дым. Многое в застойном прошлом сегодня подвергают сомнению, иногда идеализируют. Сняли «Дело гастронома №1» — вспомнили про директора Елисеевского магазина. Расстреляли его за взятки в 80-е, как раз тогда, когда сводил счеты с жизнью Щелоков. Может, и неплохим человеком был этот Соколов, предтечей предпринимательства, но тогда оно было расстрельным. Ну а в «Шакале» все только начинается — коррупция, бандитизм. Майор Черкасов в исполнении Андрея Смолякова борется с преступниками, которые не просто грабят, но жестоко убивают свидетелей, нападают на инкассаторов. Хищениями тогда занимался легендарный ОБХСС. Для тех, кто в силу юного возраста не в курсе, это отдел по борьбе с хищениями социалистической собственности. Потребовалось объединить усилия этой славной организации и МВД, чтобы покончить с разгулом преступности. Смешно теперь слышать, как герои фильма выбрасывали в продажу партии поддельных дубленок, за которыми охотились советские люди. Дубленка была олицетворением счастья и изобилия. На их носительниц оглядывались, их могли раздеть средь бела дня. Молодые девушки копили деньги на джинсы, которые были не просто одеждой, а чем-то большим, мировоззренческим. Режиссер Евгений Звездаков знаком с 70-ми не по книгам. Это время его детства и юности, поэтому среду он воссоздает вполне достоверно, без явных ляпов. В последнее время он специализируется на криминальных сериалах, снял «Паука» и «Декорации убийства». А когда-то получал фестивальные награды за совсем другое кино. В любом случае он профессионал. И время чувствует, и с актерами знает, как работать. Многие этому искусству теперь не обучены, поэтому артисты у них врут и наяривают. А в «Шакале» собрался очень качественный ансамбль: Андрей Смоляков, переживающий золотую пору, какой в молодости не знал, Надежда Маркина и Юрий Ицков — удивительной органики артисты, молодежь тоже дела не испортила. Полковника ОБХСС сыграл Сергей Жигунов, и зрителю трудно отделаться от шлейфа его недавнего прошлого, связанного совсем не с профессиональными достижениями. Все в этой жизни не проходит бесследно. КОММЕНТАРИИ ЭКСПЕРТОВ Мы решили узнать мнение о сериале у профессионалов. Виктор Федоров, сценарист: — Если честно, ужасно раздражает обилие крови на экране. И очень жаль, что подобную форму выражения путают с натурализмом. Вроде кошмарные для кино 90-е мы уже проехали... Кроме того, налицо — непопадание в эпоху, начинаешь смотреть — будто это 50-е, потом оказываются 70-е; понятно, что со временем работать очень трудно, это своего рода высший пилотаж режиссуры — тонко провести грань между 60-ми и 70-ми. В «Шакале» таких задач, видимо, никто не ставил — передать там какой-то дух. Костюм, прическа — и вперед. Ирина Петровская, телекритик: — Авторы держат, конечно, в напряжении, но мы с первой серии угадываем, кто Шакал. Я смотрела все фильмы этого цикла, но в «Шакале» авторы переборщили с обилием зрелищности в различных сценах убиения людей, это подменило психологизм фильма. Мы видим немотивированные действия банды, неизвестно откуда образовавшейся, просто так убивающей людей... В то же время линия противостояния, то есть майора Черкасова, кажется очень слабой. Все это противостояние выражается только в его рефлексии — он возмущается, пьет водку. Мне как раз не хватает реальной психологической схватки, мало того, многие линии вообще обрываются, оставаясь необъясненными.