СКБМ: 70 лет на службе Отечеству
БРЭМ-Л. Фото: «Высокоточные комплексы»
Специальное конструкторское бюро по средним артиллерийским тягачам было организовано на Курганском машиностроительном заводе в 1954 году. За 70 лет своей истории Специальное конструкторское бюро машиностроения накопило богатейший опыт в создании техники оборонного и гражданского назначения.
Сегодня СКБМ в составе холдинга «Высокоточные комплексы» Госкорпорации Ростех − единственное в стране конструкторское бюро по разработке и модернизации легкобронированных боевых машин пехоты и боевых машин десанта, а также специализированных машин на их базе. Среди гражданской техники из Кургана − вездеходы серии ТМ, мини-погрузчики МКСМ.
Доставщики пушек
Первый этап развития СКБМ связан с таким интересным видом военной техники, как артиллерийский тягач. Его задача – перевозить не только артиллерийское орудие, но и боевой расчет, а желательно еще и боекомплект. И обычный трактор, и даже танковое шасси здесь не подходят – для специальных задач нужна специальная техника. Именно такую решили выпускать в 1954 году на Курганском машиностроительном заводе. Для этого согласно постановлению от 27 июля (именно эта дата и считается днем основания СКБМ) на заводе создается Специальное конструкторское бюро по средним артиллерийским тягачам.
Средний артиллерийский тягач АТС-59
В Курган с Челябинского тракторного завода передается производство модели АТ-С – гусеничного тягача, предназначавшегося для буксировки прицепов, перевозки людей и грузов, выпуск которого начался в 1955 году. Со временем выявились недостатки модели, и специалисты СКБ разрабатывают более современный тягач АТС-59, получивший название по году приемки на вооружение. Этот курганский богатырь мог, например, перевозить тяжелую 130-мм пушку М-46 весом 7,7 тонны.
В конце 1960-х в СКБ разрабатывается многоцелевой транспортер-тягач МТ-С, конструкция которого отличалась оригинальностью и новизной технических решений. Модель стала последней разработкой курганского КБ в тематике средних артиллерийских тягачей. Когда коллектив работал над этим проектом, наверху уже готовилось решение о переводе Курганмашзавода и СКБ на выпуск боевых машин пехоты.
БМП: первые в стране и в мире
В середине 1950-х годов с развитием оружия массового поражения возникает потребность в новом виде бронетехники, способном защитить экипаж и пассажиров от новых поражающих факторов, обладающем высокой огневой мощью и достаточной подвижностью. Так появилась боевая машина пехоты.
Курганское СКБ принимало участие в конкурсе на разработку первой БМП. Тогда победителем стал проект Челябинского тракторного завода, но площадкой для выпуска был выбран Курганмашзавод. Коллектив СКБ выполнил большую работу по адаптации конструкторской документации БМП-1 к крупносерийному производству на КМЗ и по разработке новых модификаций машины.
оевая машина пехоты БМП-1
БМП-1 стала не только первой в стране, но и первой в мире машиной данного класса. Именно ее компоновка стала классической, а аналогичные модели появились за рубежом только спустя несколько лет. Для своего времени БМП-1 обладала значительной огневой мощью, высокими показателями подвижности, защищенности, живучести, имела возможность без специальной подготовки с ходу преодолевать водные преграды. Производство БМП-1 на Курганском машиностроительном заводе продолжалось с 1966 по 1983 гг., и до сих пор она стоит на вооружении армии России и других стран.
Модернизированная БМП-2 «Бережок»
Закрепила успех новой боевой единицы принятая в 1980 году на вооружение БМП-2. В СКБ была развернута опытно-конструкторская работа по созданию боевого отделения с двухместной башней для командира и наводчика, в которой устанавливалась 30-мм автоматическая пушка, спаренный с ней пулемет и встроенная установка ПТУР второго поколения «Конкурс». БМП-2 получилась эффективной, простой в эксплуатации и в обучении экипажа, отлично показала себя в боевых действиях в Афганистане. Она поставлялась в десятки стран и стоит на вооружении и в наше время.
Итогом многолетней работы курганского КБ по направлению БМП стало третье поколение машин. По новому заданию требовалось увеличить броневую защиту, чтобы машина могла противостоять новейшему вооружению НАТО и при этом сохранить плавучесть. Для этого пришлось изменить компоновку: традиционное для БМП переднее расположение моторно-трансмиссионного отделения было заменено кормовым – по «танковой» схеме.
БМП-3М
Также в компетенции СКБ были важнейшие вопросы компоновки боевого отделения, его динамических характеристик, которые в итоге обеспечили кучность огня 30-мм автоматической пушки. Специалисты СКБ успешно решили ряд вопросов, связанных с размещением большого боекомплекта, безотказностью автомата заряжания и выброса стреляных гильз 100-мм орудия, трактов питания 30-мм автоматической пушки и пулемета. 111 внедренных изобретений и патентов специалистов СКБ во многом определили высокий военно-технический уровень БМП-3, принятой на вооружение в 1987 году и до сих пор не имеющей конкурентов в мире.
Не только боевые машины пехоты
Тематикой БМП работы Специального конструкторского бюро машиностроения не ограничивались. С появлением БМП-3 выявилась невозможность их эвакуации и комплексного ремонта ни одной из существующих ремонтно-эвакуационных машин легкой категории, поэтому специально для этих задач в Кургане была разработана качественно новая многофункциональная БРЭМ-Л, способная эвакуировать все поколения БМП, БМД, БТР и машины на их базе. БРЭМ-Л также успешно поставлялась на внешний рынок.
Параллельно с работами по БМП-3 разрабатывается универсальное шасси для военной гусеничной техники. Его грузоподъемность составила 6 тонн, что значительно превосходило возможности всех отечественных аналогов в своем классе. Изделие отличается большим забронированным объемом и позволяет устанавливать широкий набор комплексов вооружения.
БТ-3Ф в море
Для морской пехоты, пограничных и береговых войск была разработана специальная модификация БМП-3Ф с увеличенным запасом плавучести и остойчивости. Позже на ее базе был создан бронетранспортер БТ-3Ф, испытания которого еще продолжаются. В 1993 году принимается на вооружение командирская БМП-3К, оснащенная дополнительной навигационной системой и радиоаппаратурой, а также автономным энергогенератором.
В 2000-х годах Специальное конструкторское бюро машиностроения выполнило работы по унификации ряда машин с БМП-3. В результате на вооружение были приняты модернизированные боевая машина десанта БМД-4М и бронетранспортер БТР-МДМ.
БТР-МДМ
Есть у СКБМ и работы по гражданской тематике. На базе военного универсального шасси была разработана гражданская версия, которая, в частности, воплотилась в бесчокерную трелевочную машину МЛ-107. Эта техника используется в лесозаготовительной промышленности.
Важным этапом стало создание силами СКБМ семейства гражданских гусеничных вездеходов. Модели ТМ-120, ТМ-130, ТМ-140 грузоподъемностью 2, 3 и 4 тонны соответственно предназначены для перевозки пассажиров, грузов, различного оборудования и обеспечения других транспортных работ в условиях бездорожья, включая снежную целину и болота. На машины может устанавливаться различное оборудование – мастерские, жилые модули, буровые установки и т.п. Серийное производство начато в 1999 году.
ТМ-140 м МКСМ
Также с 1990-х годов на Курганмашзаводе серийно выпускаются коммунально-строительные многоцелевые машины. Мини-погрузчики с бортовым поворотом МКСМ-800 и МКСМ-1000 хорошо известны потребителям и широко применяются в промышленности, строительстве, коммунальном и дорожном хозяйстве, а также в других отраслях. Благодаря компактности и маневренности МКСМ можно использовать в самых ограниченных пространствах.
Сегодня основные направления работ СКБМ определяются в соответствии с государственной программой вооружения и государственным оборонным заказом. Значительный объем работ связан с адаптацией серийных шасси БМП-3 и БМД-4М для размещения специализированного оборудования: зенитно-ракетных комплексов, машин управления и разведки, командно-штабных машин и др.
Несмотря на значительно возросший объем задач, СКБМ продолжает работы по модернизации и увеличению надежности изделий, в том числе с учетом опыта СВО, в тесном взаимодействии со специалистами Минобороны России. Так, в состав серийных машин были введены вновь разработанные комплекты дополнительной защиты, комплекты защиты верхней полусферы, генераторы помех. Осуществляются работы по совершенствованию средств связи.