Войти в почту

Парад тщеславия: У многих «паркетных» при Сергее Шойгу наград стало больше, чем у участников штурма Берлина в 1945-м

Не сомневаюсь, что на многих из вас произвело неизгладимое впечатление начало закрытого судебного процесса в Мосгорсуде по уголовному делу заместителя министра обороны Тимура Иванова, обвиняемого в жесточайшей коррупции. А именно – фото его почти неисчислимых наград, стройными стопками выложенных адвокатами перед судьями в попытке тех разжалобить. И побудить заменить содержание высокого чиновника под стражей на куда более гуманный домашний арест.

Парад тщеславия: У многих «паркетных» при Сергее Шойгу наград стало больше, чем у участников штурма Берлина в 1945-м
© Свободная пресса

Сосчитать, сколько именно коробочек с наградами оказалось к началу нынешнего мая у Иванова, по единственной фотографии не представляется возможным. Ракурс не позволяет. Но внушительных стопок, как минимум, четыре. И одна закрывает другую от объектива.

Однако, по моим личным прикидкам, самых разных регалий у заместителя министра обороны никак не менее шести-семи десятков. А скорее всего – и больше. Недаром чтобы доставить их все в зал судебных заседаний потребовались четыре объемистых пакета с надписью «Армия России». И сразу два помощника адвоката в качестве носильщиков.

Если учесть, что в замах у Сергея Шойгу Тимур Вадимович всего порядка восьми лет, выходит, в среднем ежегодно в оборонном ведомстве его жаловали примерно десятком разного рода медалей и орденов. Примерно – по штуке каждые месяц-полтора.

Как утверждает пресса, в числе знаков отличия Иванова, которому пока вменяется взяточничество на сумму свыше миллиарда рублей, два ордена «За заслуги перед Отечеством» (III и IV степени). А еще - медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» I степени, Звезда Героя Луганской Народной Республики, орден Святого благоверного великого князя Димитрия Донского I степени.

Кроме того – медали «За трудовую доблесть» и «За заслуги перед Республикой Карелия», ведомственные медали МЧС «За содружество во имя спасения» и «За пропаганду спасательного дела». И просто куча таких же ведомственных, но только уже от Министерства обороны. Например, «За участие в военном параде в ознаменование 70-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 годах» и «За укрепление боевого содружества».

Кроме всего прочего, Тимур Иванов еще и кавалер ордена «За заслуги» (Франция).

Ребята, это ж как на службе стараться надо было, чтобы подобный наградной «дождь» лился на парадный мундир столь поистине неиссякаемым потоком?

В итоге кителя некоторых наших «паркетных» генералов по числу орденских планок сегодня давно выглядят так, будто их владельцы вчера в жесточайших сражениях отбирали у Гитлера Берлин.

То, что получается в итоге, до полного неприличия напоминает ироничные строки из знаменитого филатовского сказа «Про Федота-стрельца, удалого молодца». Помните, царь там говорит своему незадачливому генералу:

Опосля дождя в четверг

Дам еще медальку сверх,

Только ты уж постарайся,

Чтоб народ меня не сверг!..

На что потерявший всякий страх генерал дерзко отвечает:

Ишь, медаль!.. Большая честь!..

У меня наград не счесть:

Весь обвешанный, как елка,

На спине — и то их шесть!..

Любопытно было бы узнать: а на китель Тимура Иванова возможно хотя бы теоретически единовременно повесить все то наградное «богатство», что адвокаты замминистра в его оправдание выложили было на днях на судейский стол? И сколько именно медалек в таком случае вынужденно перекочуют на спину Тимура Вадимовича, поскольку места на груди им точно не найдется?

Но вот тут предлагаю оставить в покое подозреваемого в почти беспредельном лихоимстве Тимура Вадимовича в ожидании справедливого, надеюсь, приговора. И сосредоточиться на другом. На том, как и почему в нашем Отечестве многие воинские знаки отличия в последние годы на глазах стали превращаться в простые побрякушки, которыми высокое начальство в Минобороны охапками одаривает своих самых старательных и послушных подчиненных. Особенно тех, кто в непосредственной близости от министерского «трона». Чаще всего – к праздникам и разного рода юбилеям.

При этом страсть самого Сергея Кужугетовича к введению все новых и новых наград в Вооруженных силах, похоже, разумных пределов не знает. Судя по открытым источникам, приказами генерала армии Шойгу за почти двенадцать дет, которые тот восседает в кресле министра обороны, учреждено 73 ведомственных и 8 юбилейных наград, 41 знак отличия и 13 памятных знаков Министерства обороны.

Удивительно ли, что наши 14-летние кадеты — и те гордо позвякивают на улицах и в метро крестами «Кадетская доблесть», общественными медальками «Кадетское образование. За отличие» и «Участнику торжественного марша»?

От обилия вариантов награждения сегодняшних военных рябит в глазах: медали «Генерал армии Хрулёв», «Генерал-майор Александр Александров», «Генерал армии Комаровский», «Генерал-полковник Дутов», «Генерал-полковник медицинской службы Смирнов», «За заслуги в ядерном обеспечении», «За заслуги в увековечении памяти погибших защитников Отечества», «За усердие в обеспечении безопасности дорожного движения», «За успехи в спорте» и «100 лет Центральному спортивному клубу Армии», «За отличие в финансовом обеспечении»…

Есть даже — «За достижение в области развития инновационных технологий» и «За заслуги в материально-техническом обеспечении».

Не удивительно, что у иных кавалеров орденские планки этих министерских медалей уже и в пять рядов не вмещаются на мундирах. Поэтому в 2019 году министр обороны и вынужден был издать приказ, радикально ограничивший количество носимых регалий: не более десяти на двух планках с левой стороны кителя.

Но особую заботу, на мой взгляд, организаторы этой ярмарки тщеславия решили проявить о журналистах и писателях, пишущих на военные темы. Подозреваю: в том числе и ради обеспечения лояльности некоторых из них по отношению к МО РФ этим ведомством в 2015 году был учрежден памятный знак «100 лет Константину Симонову».

Казалось бы – прекрасно, что таким образом отдана дань памяти самого известного военного корреспондента и писателя времен Великой Отечественной войны.

В соответствующем приказе министра обороны РФ № 691 от 2015 года было пояснено: «Памятным знаком «100 лет Константину Симонову» награждаются внесшие значительный вклад в освещение жизнедеятельности Вооруженных Сил Российской Федерации и популяризацию военной службы, укрепление обороноспособности России сотрудники средств массовой информации Министерства обороны РФ, ветераны отечественной журналистики, деятели культуры».

Какие могут быть вопросы? Да вроде – никаких. Святое дело, особенно сегодня, когда многие наши коллеги в зоне спецоперации на Украине работают под вражескими пулями. А некоторые при этом гибнут или получают ранения. Вот их бы и наградить памятным знаком.

Но вот прошло всего шесть лет. И вот уже приказом министра обороны РФ № 257 от 5 мая 2021 года учреждается другая награда, на которой изображен тот же великий человек – медаль «Константин Симонов». И ее тоже, как сказано в том же документе, будут вручать (и уже вручают!) «журналистам, литераторам, военным корреспондентам за работу и успехи в вопросах информационного обеспечения Вооруженных сил».

Так и ведь это еще не все. В тот же день, что и упомянутая медаль, но уже приказом № 3006 вводится и еще одна подобная награда МО РФ – «За заслуги в информационном обеспечении».

Из самого названия которой, на мой взгляд, следует, что и ее тоже можно жаловать все тех же военкоров и офицеров пресс-центров.

Как при этом разделить – кому что? Кому «симоновский» памятный знак, а кому одну из двух медалей за «информационное обеспечение»? Вряд ли на это сможет внятно ответить и сам министр обороны.

Нечто подобное, как представляется, происходит и с награждением тех, кто отличился и продолжает отличаться в боях в Сирии. Тут на выбор сразу три варианта. Первый - медаль «Участнику военной операции в Сирии» (введена 30 ноября 2015). Второй - «За освобождение Пальмиры» (учреждена 14 мая 2016). И третий - «За разминирование Пальмиры» (появилась всего через два дня после предыдущей).

И снова тот же вопрос: кому из отличившихся какую давать? И каковы критерии отбора?

Между прочим, такой военно-геральдический зуд наших генералов не столь уж безобиден, как может показаться. Каждая из перечисленных наград заказывается в тысячах экземпляров. Что наверняка стоит немалых денег.

Вот, скажем, несомненно, нужная сегодня в отличие от многих прочих медаль «Участнику военной операции в Сирии».

Судя по условиям тендера, объявленного весной 2016 года, изготовлено их 10300 экземпляров. Общая сумма затрат — 2,2 миллиона рублей. Надо думать, прочие не дешевле.

Над внешним видом любой награды месяцами работает множество самых разных специалистов. Затем любая медаль или памятный знак проходят ведомственное согласование в нескольких управлениях и отделах МО РФ.

Там офицерам больше нечем заняться в пору, когда на Украине продолжаются боевые действия?

И наконец, самое, видимо, возмутительное. Едва ли не большинство из перечисленных ведомственных наград нашего оборонного ведомства влегкую можно купить в прямо Интернете. Хоть оптом, хоть в розницу. И даже с доставкой курьером на дом.

Если любопытствуете, наберите в поисковике: «Медали минобороны купить». И сами во всем убедитесь.

Убедитесь, например, в том, что медаль «За отличие в военной службе» III степени (без ленты) по состоянию на май 2024 года обойдется вам в почти смешные 676 рубликов. Как коробка не самых дорогих шоколадных конфет.

Еще 99 целковых – курьеру. Но если жалко – можно и «самовывозом».

А вот ежели, пусть даже ни дня не поносив солдатский или офицерской формы, захочется повесить на грудь точно такую же медаль, но II степени, тогда из кошелька придется доставать уже 1353 рубля.

За «Ветерана боевых действий» с бланком удостоверения с вас возьмут в этой конторе лишь 540 рублей. Согласитесь - в материальном смысле совсем недорого. Зато просто сокрушительно - в смысле морально-нравственном.

И этот перечень едва ли не бесконечен.