Войти в почту

GIS Reports Online: Главная угроза Черноморскому флоту исходит из Трабзона

В ближайшее время Россия и Запад будут жестче давить на Турцию, чтобы она открыла свои морские проливы для прохода военных кораблей в Черное море. Однако Турция будет непреклонна, ведь пока что от военных действий на Черном море выигрывает именно она. Такой прогноз дает турецкий эксперт по военно-морским делам Альпер Гочкун в аналитическом обзоре для издания GIS Reports Online (Лихтенштейн).

GIS Reports Online: Главная угроза Черноморскому флоту исходит из Трабзона
© Свободная пресса

Турция с 1936 года выполняет Конвенцию Монтре, которая запрещает проход военных судов в Черное море, когда там идут боевые действия. Конвенция не только возлагает на Турцию обязанность регулировать транзитный проход в Черное море и из него, но и подтверждает ее полный суверенитет над проливами Босфор и Дарданеллы.

– Россия несколько раз настаивая на праве транзита через турецкие проливы, Анкара пока не сдвинулась с места, – пишет Гочкун.

Появление новых российских кораблей может подорвать Конвенцию Монтре. А главное – растет вероятность того, что военно-морские силы прибрежных государств будут втянуты в новый виток боевых действий.

– Ни США, ни другие западные игроки, похоже, не склонны идти на такой риск, – пишет GIS Reports Online.

Если турецкие власти все-таки разрешат проход, то это откроет лазейку и для других причерноморских государств для отправки военно-морских сил. Западные страны также давят на Турцию, требуя открыть проливы для кораблей, которые были «подарены» киевскому режиму (сейчас у Украины не осталось военно-морского флота, за исключением нескольких катеров и беспилотников).

Великобритания, например, требовала разрешить проход в Черное море двух 600-тонных тральщиков класса Sandown – HMS Grimsby и HMS Shoreham, которые уже вошла в состав украинских ВМС под названиями "Чернигов" и "Черкасы", соответственно.

GIS Reports Online считает, что Турция откажет и России, и странам НАТО. Тем более, что это позволит ей самой полностью контролировать Черное море. Уничтожение украинского флота и медленное истощение военно-морской мощи России повысит авторитет Турции как доминирующей военно-морской силы в регионе.

– Это побудит обе стороны сохранять свое основное внимание на ведении боевых действий на суше, – прогнозирует Альпер Гочкун.

Сейчас именно Турция обладает наибольшим военно-морским флотом на Черном море, который значительно превосходит российский. Не говоря уже про флоты других стран – Грузии, Абхазии и даже Болгарии и Румынии.

Скажем, весь румынский флот имеет всего 3 фрегата, которые на плаву с восьмидесятых годов. Два корабля (Regina Maria и Regele Ferdinand были подарены румынам Великобританией), а единственный полностью оснащенный фрегат – Marasesti, был спущен на воду еще в 1981 году. Торпедные катера класса «Эпитроп» – это модификация советского «Москита» («Осы», по натовской классификации), также у румынских ВМС до сих пор на вооружении советские ракетные корветы класса «Молния» («Тарантул» у натовцев).

ВМС Украины к началу СВО состояли из 5 сторожевых катеров береговой охраны класса «Айленд» (переданы США), 7 речных артиллерийских бронекатеров "Гюрза-М" (украинской разработки), а также 18 устаревших кораблей советской эпохи.

– Такая флотилия имела незначительный потенциал сдерживания, и была способна обеспечить лишь ограниченную защиту портов, – пишет издания Eurasia Daily Monitor.

Украинские корабли были либо потоплены (как, например, флагман ВМС Украины фрегат «Гетман Сагайдачный», корабль управления флотом «Донбасс», минный тральщик «Геническ», патрульный катер «Славянск», флагман украинской речной флотилии бронекатер «Буча»), либо вошли в Черноморский флот России (как бронекатера проекта «Гюрза-М» – «Аккерман» и «Вышгород», на которые установили новые артиллерийские установки).

Можно сравнить с турецкими ВМС, у которых северное командование (включает Черное и Мраморное моря) имеет 6 военно-морских баз – в Стамбуле, Чанаккале, Гёльчуке, Бартине, Эрдеке и Зонгулдаке. Кроме того, сейчас строится еще одна база в Сюрмене, близ Трабзона.

Планируется, что она будет оказывать материально-техническую поддержку фрегатам, подводным лодкам и быстроходным кораблям, патрулирующим восточную часть Черного моря. То есть непосредственно вблизи от границ с Абхазией и Грузией.

О строительстве этой базы турецкие власти объявили еще в 2016 году, однако именно с началом СВО такие планы приобрели особенно зловещий оттенок. Тем более, что до ближайшей российской (а она будет создана в Очамчире) – менее 250 км по прямой.

– Выражение “ни друг, ни враг”, возможно, является наиболее подходящим способом описать то, как Россия и Турция относятся друг к другу в настоящее время. Тот же менталитет определяет их позицию по отношению друг к другу в Черном море, которому Турция придает очень большое значение, – резюмирует в своей статье Альпер Гочкун.

– В последнее время Черное море стало местом добычи Турцией природного газа. Это лишь повысило мотивацию Турции играть на море исключительную роль.