Войти в почту

Стать гвинтокрылом - это позор. Австралийские вертолеты предпочли умереть на родине

Списанные вертолеты австралийских ВВС MRH-90 Taipan (почти полсотни машин) решено утилизировать, но не передавать ВСУ, хотя ранее Киев направлял соответствующий запрос руководству страны. Как сообщает АВС, данное решение австралийская сторона объяснила проблемами с безопасностью и эксплуатацией техники.

Стать гвинтокрылом - это позор. Австралийские вертолеты предпочли умереть на родине
© Свободная пресса

Решение о прекращении эксплуатации 47 вертолетов ранее запланированного срока было объявлено еще в сентябре 2023 года. Это произошло после крушения одной из машин, принимавшей участие в маневрах Talisman Sabre, которые проводились в июле 2023 года совместно с военными из США, Японии, Франции, Германии, Южной Кореи и других. После аварии учения были остановлены.

Вертолет MRH-90 Taipan тогда рухнул у побережья острова Гамильтон на северо-востоке зеленого континента, выполняя поставленную задачу вместе с двумя другими машинами. Как было объявлено, вертолет «врезался в воду», четверо членов экипажа были объявлены пропавшими без вести.

Стоит напомнить, что данные вертолеты были приобретены Австралией у компании Airbus в 2004 году для ВВС и ВМС страны. Различные аварии и неполадки сопровождали их на протяжении всего периода эксплуатации. В 2021 году правительство страны приняло решение отправить винтокрылые машины на покой – на десяток лет раньше положенного срока (предполагалось, что они будут в строю до 2037 года), заменив на 40 американских UH-60 Black Hawk, для чего было выделено почти 2 млрд долларов.

Украина же попросила передать MRH-90 Taipan еще 19 декабря 2023 года. Официального ответа на запрос пока не было. Причем многие влиятельные персоны в Австралии настаивали на этом, в том числе сопредседатель федерации украинских организаций страны Кристина Аргиру, заявившая, что данные машины очень нужны ВСУ, поскольку Россия имеет большое преимущество в воздухе. В украинском посольстве в Канберре до сих пор не теряют надежды на положительное решение вопроса.

Впрочем, по данным АВС, процесс разборки вертолетов уже начался. По словам представителя минобороны Австралии, утилизация будет «экологически чистой и экономически эффективной».

Независимый военный эксперт Александр Храмчихин затруднился оценить мотивы Канберры, отказавшей Киеву в геликоптерах, тем более, что на боевой обстановке их поставки не отразились бы.

– Это ничего не принесло бы Киеву. Данный вертолет напоминает наш Ми-8. У Киева было какое-то количество Ми-8 – это сильно помогло или изменило ситуацию? Это многоцелевой вертолет, который можно использовать как транспортный, но не более. На ход боевых действий их наличие или отсутствие не повлияет.

«СП»: У австралийцев постоянно возникали проблемы с MRH-90 Taipan. Эксплуатация машины приостанавливалась, аварии с ней были, отправить ее в утиль тоже решили раньше срока. В чем тут причина?

– Нельзя сказать, что это ужасная машина, хотя и выдающихся качеств у нее тоже не просматривается.

Судя по всему, захотелось в свое время европейцам иметь такого плана вертолет, продемонстрировать, что они могут подобные машины создавать – и он появился. Триумфом европейских военных конструкторов его назвать никак нельзя. Это обычный многоцелевой вертолет, является чем-то средним между военной и гражданской машиной. Поэтому выдающимися боевыми характеристиками он точно не обладает.

«СП»: Почему Киев так уцепился за него?

– Потому что там хотят получить все, что возможно, тем более, если какая-то техника идет на выброс. И у Киева возникает желание, чтобы она отправилась не на свалку, а досталась ВСУ. Подобная реакция свойственная для украинской стороны, впрочем, на все вооружение где-либо, от которого кто-то хочет избавиться.

«СП»: Выходит, они готовы даже безопасностью своих пилотов пренебречь, эксплуатируя эти машины?

– А какие могут быть в боевых условиях вопросы безопасности?

Военный эксперт Александр Шарковский предположил, что решение австралийцев могло быть вызвано опасениями за судьбу секретных технологий.

– Дело в том, что авионику эта страна получает из США, Британии – то есть в плане технологий там все на достаточно высоком уровне.

Стоит напомнить, что ранее западные страны, передавая технику ВСУ, снимали с нее многие компоненты. Так было с танками «Леопард», «Челленджер». Американцы на переданные «Абрамсы» поставили, похоже, самое старое, что смогли найти. С танков сняли плиты из обедненного урана.

Здесь, возможно, австралийская сторона после расчетов не смогла найти подобное решение о замене компонентов, и было решено технику утилизировать, хотя, в принципе, им проще избавиться от нее было бы путем передачи Киеву. Конечно, нельзя исключать, что австралийские политики проявили гуманизм, но, видимо, соображения были сугубо прагматические. Все-таки Украина не та страна, по отношению к которой Запад будет демонстрировать человеколюбие. Это их прокси, расходный материал, потери которого не вызывают сильного беспокойства.

«СП»: У этих вертолетов в Австралии довольно непростая судьба – поломки, авария, ставшая причиной остановки военных учений...

– Можно заметить, что различные неприятности, аварии не так уж редко происходят с европейскими вертолетами. Например, с французскими Н225 и Н125. Но это не помешало французам некоторое время назад продать их Украине. Это еще раз говорит об отношении западных партнеров Киева, сбывающих зачастую ненужное старье.

«СП»: Ну, а Киев зачем это хочет взять?

– Ему важно, чтобы как можно больше стран ему что-то поставляли, демонстрировали поддержку. Жизнями своих военнослужащих, в том числе пилотов, как мы уже могли убедиться ранее, руководство Украины не слишком дорожит.

Последние новости и все самое важное о спецоперации на Украине, – в теме «Свободной Прессы».