Войти в почту

Крупнейший вертолёт в истории: на что был способен советский «Гомер» В-12

На этот потрясающий винтокрылый аппарат возлагали большие ожидания. Сам Сергей Сикорский восхищался перед этим уникальным советским достижением в авиастроении, которому не было равных в мире. Однако, несмотря на все это, В-12 так и не получил переименование в Ми-12.

Крупнейший вертолёт в истории: на что был способен советский «Гомер» В-12
© Русская семерка

В НАТО этот вертолет был назван "Гомером" (Homer). В книге Давида Гая о генеральном конструкторе вертолетов Михаиле Миле (издание 1974 года) описывается история создания этого гигантского вертолета. Разработка началась в первой половине 1960-х годов в двух советских конструкторских бюро - Михаила Миля и Ильи Эрлиха. В конечном счете выбор был сделан в пользу ОКБ-329 Миля.

В-12 был задуман для транспортировки баллистических и крылатых ракет, танков, бронетранспортеров и другой тяжелой военной техники, а также для противовоздушной обороны. Две пары двигателей Д-25ВФ обеспечивали мощность этого гиганта, а топливные баки, как корневые, так и подвесные, располагались по бокам фюзеляжа. Вместе с превосходными летными характеристиками, этот супертяжелый вертолет обладал низким уровнем вибраций и шума, и даже отказ двух двигателей не мог остановить его полет.

.

Дебют В-12 состоялся в 1968 году, а уже на следующий год летчик-испытатель Василий Колошенко установил на нем 7 мировых рекордов. Самый крутой и непревзойденный доныне поднимал 40,2-тонный груз на высоту свыше 2 тысяч метров. В 1971 году В-12 своим ходом долетел до Парижа, где принял участие в Международном авиационно-космическом салоне в Ле-Бурже. Советский вертолет-тяжеловес был главным экспонатом, в несколько раз превосходившим по весу и размерам американские винтокрылые машины. По словам заместителя главы концерна Sikorsky Corporation Сергея Сикорского, «следует снять шляпу перед таким результатом работы советских авиаконструкторов». В итоге на авиасалоне В-12 получил самую высокую награду – приз Игоря Сикорского.

В следующем году после триумфа на парижском авиасалоне в СССР была собрана еще одна, усовершенствованная, модель В-12. В 1973 году ее поднял в небо экипаж летчика-испытателя Германа Алферова. Параллельно ОКБ Миля трудилось над моделью Ми-12М, который обладал более мощными двигателями, чем у В-12. Но дальше натурного макета дело не пошло, проект свернули.

.

Отечественный научно-популярный журнал, посвященный авиации, «Крылья Родины» приводит летно-технические характеристики В-12. Супервертолет был 37 метров длиной и 34 метра шириной, высота его составляла 12,5 метра. Весил гигант 97 тонн (пустой – чуть более 69 тонн). «Вертушка» развивала максимальную скорость в 260 км/ч. Практическая дальность полета вертолета равнялась 500 км, машина могла брать высоту в 3,5 км. Нормальной нагрузкой для нее считались 20 тонн груза, максимальной – 25 тонн. Количество членов экипажа В-12 – от 6 до 10 человек.

Их было несколько. Как считает российский авиаэксперт, военный летчик Дмитрий Дрозденко, основная причина закрытия проекта В-12, так и не воплотившегося в Ми-12, была простой – супервертолет к началу 1970-х годов уже не годился для транспортировки усовершенствованных советских ракетных комплексов (а это и было его главным предназначением). Устаревшие ракетные комплексы в СССР сняли с вооружения. Для перевозки же иных военных (да и гражданских) грузов В-12 оказался слишком дорогим транспортом.

Саратовский авиазавод, где собирались запускать в производство эти МиГи, перепрофилировать под выпуск «Гомеров» было нецелесообразно. Кроме того, на авиастроительном предприятии на тот момент выполнялся большой объем госзаказов другой техники. Вдобавок конструкторы уже приступили к разработке нового тяжелого вертолета третьего поколения Ми-26 (прототип – В-29), с меньшей, чем у В-12 грузоподъемностью, но превосходившего Homer по многим другим параметрам. К примеру, Ми-26 мог разгоняться до 295 км/ч и весил почти в два раза меньше. Тем не менее при реализации последующих проектов по созданию новых моделей вертолетов советские конструкторы использовали результаты исследований, проводимых в ходе работы над В-12.