Дрожжи помогут рентгенологам следить за дозой радиации

Американские ученые придумали «пластырь», который может измерять количество радиоактивного излучения в рентегенологических кабинетах. Устройство сделано из бумаги для замораживания (вощеной с одной стороны бумаги, в котороую оборачивают продукты при заморозке) и скотча, а индикатором уровня радиоактивного излучения послужат обычные дрожжи. Разработка описана в статье, опубликованной в журнале Advanced Biosystems.

Дрожжи помогут рентгенологам
© Kayla Wiles/Purdue University

Несмотря на все степени защиты, врачи-рентгенологи рискуют получить на работе опасную дозу радиоактивного излучения. Поэтому они обязаны носить в кармане индивидуальный дозиметр, который подает сигнал в том случе, если уровень радиации превысил норму. Обычно устройство нужно носить с собой несколько месяцев и периодически регистрировать результаты (в России такая проверка, согласно санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам (СанПиН), должна проводиться четыре раза в год). Ученые из Университета Пердью придумали, как упростить этот процесс — теперь врачам можно будет приклеить на тело небольшой пластырь, который подскажет, когда уровень радиационного излучения стал опасным.

В основе нового устройства ученые использовали обычные пищевые дрожжи (Saccharomyces cerevisiae). Дело в том, что этот одноклеточный грибок очень чутко реагирует на радиацию: чем выше доза, тем больше дрожжевых клеток погибает. Соответственно, чтобы измерить уровень радиацианного излучения, нужно понять, сколько клеток в пластыре осталось в живых. Для этого ученые использовали еще одно свойство дрожжей — брожение. Этот процесс можно запустить, если добавить на «выжившие» клетки грибка каплю воды. При этом выделяются молекулы углекислого газа, а вместе с ними образуются и заряженные частицы — ионы. В результате этого процесса изменяется электрическая проводимость пластыря, которую легко можно измерить.

Таким образом, зная, как определенное количество бактерий изменяет электропроводность пластыря, на основе полученных данных можно вычислить, сколько бактерий осталось в живых. Это даст понять, какому уровню излучения подверглись бактерии на пластыре и, соответственно, человек, который его носит.

Сейчас, на этапе лабораторных исследований, для того, чтобы снять показания, нужно отклеить пластырь и подсоединить к нему электроды. Однако авторы говорят, что работают над более удобным для пользователя способом. В дальнейшем устройство можно будет оставлять на коже: по словам авторов, оно сможет связываться со смартфоном или планшетом по беспроводной связи и передавать на эти устройства данные об уровне радиации. Встроенные в пластырь детекторы сами замерят электрическую проводимость и сообщат пользователю, если появится повод волноваться.