Англичанка и Трампу гадит: Не будет тебе, аспид, наших баз для бомбежки Ирана!

Великобритания заблокировала США использование баз Королевских ВВС для нанесения ударов по Ирану, пишет The Times.

Англичанка и Трампу гадит: Не будет тебе, аспид, наших баз для бомбежки Ирана!
© Свободная пресса

Сообщается, что британский премьер-министр Кир Стармер заявил американскому президенту Дональду Трампу, что его страна не разрешит использовать свои базы на острове Диего-Гарсия в Индийском океане и Фэрфорд в Англии, на которых регулярно размещаются американские стратегические бомбардировщики.

В соответствии с условиями давних соглашений Лондона с Вашингтоном, эти базы могут использоваться для военных операций против третьих стран, но только при условии, что это заранее согласовано с британскими властями, отмечает газета.

Издание также напоминает, что, разногласия по поводу использования британских объектов стали причиной отказа президента США от поддержки сделки по архипелагу Чагос, в состав которых входит остров Диего-Гарсия.

В прошлом году Лондон передал Маврикию суверенитет над архипелагом. По условиям соглашения, Великобритания будет платить Маврикию в среднем 101 млн фунтов стерлингов в год за эксплуатацию военной базы Диего-Гарсия, которая должна будет длиться 99 лет.

Ранее Трамп заявил о важности сохранения британцами полного контроля над военной базой Диего-Гарсия, отметив, что она может понадобиться Вашингтону, если, например, Иран решит не заключать соглашение по ядерной программе.

Чем продиктовано решение Стармера? Назло Трампу не хочет предоставлять базу? Или принципиально не хочет даже косвенно участвовать в потенциальной агрессии против Ирана?

Стоит напомнить, что в ходе агрессии против Ирака 2003-го года только Лондон и поддержал Вашингтон, больше никто. Союзники по НАТО промолчали. В этот раз, очевидно, поддержит Израиль. И все?

На что рассчитывает Трамп? Решится ли он вообще на атаку без доступа к Диего-Гарсия? Да и других поводов включить мозг и как следует задуматься, полно.

– Сегодня мы имеем ситуацию, когда союзники США против ударов по Ирану, – говорит заместитель директора Института стратегических исследований и прогнозов РУДН Евгений Семибратов.

– У всех, конечно, своя мотивация. Многие не верят в успех операции, поскольку Иран – это не Венесуэла.

Британия же опасается роста влияния Трампа. Они, как и европейцы, делают ставку на ноябрьские выборы, рассчитывая переломить ситуацию в свою пользу, чтоб уже демократы победили.

Все, что они делают на иранском треке, это не из любви к иранскому режиму, это вопросы о своей собственной выживаемости в будущем. В целом Лондон в настоящий момент скорее находится в оборонительном положении в ситуации вокруг Ирана.

Они уверены, что в интересах Великобритании является сохранение действующего режима, во всяком случае, в краткосрочной перспективе.

Британцы плюсом ко всему опасаются резких колебаний цен на рынке углеводородов, что тоже негативно скажется по Великобритании и может привести к резкому снижению активности и нестабильности на той же самой Лондонской фондовой бирже.

Поэтому Трамп сейчас оказывается в ситуации, что потенциально его удары по Ирану, несмотря на многочисленные приготовления, несмотря на то, что в регион стянуты как минимум два крупных американских авианосца, готов поддержать только Израиль. В такой ситуации это, конечно же, чистая авантюра, но пока мы имеем, несмотря на переговоры, которые идут в Женеве по линии США и Ирана, полную подготовку США к нанесению удара.

Но при этом нельзя забывать, что в силу того, что переговоры идут, это может быть также элементом давления на Тегеран со стороны Вашингтона, хотя нужно все-таки признать, что похищение Мадуро стоило американским налогоплательщикам 3 миллиарда долларов, что те цифры, которые американцы потратили на Венесуэлу, и, наверное, это слишком большая цена за элементы политического давления.

– На 20 февраля все же, сохраняется вероятность, что Вашингтон может пока откладывать масштабные удары по Ирану, при этом демонстрируя свои военные возможности и концентрируя силы в зоне досягаемости его границ, – отмечает руководитель Центра анализа международной политики Института глобализации и социальных движений Михаил Нейжмаков.

«СП»: Почему Британия не поддержала? Опять раздрай в благородном семействе?

– Пока это только публикации в СМИ со ссылкой на неназванные источники, а не официальные заявления из Лондона. Впрочем, публикации, что британские силы, например, не присоединяться к организации американских ударов по Ирану, циркулировали в СМИ и ранее.

Например, в январе о подобной возможной тактике Лондона писала The Guardian, правда, с оговоркой, что британские ВВС могут участвовать в отражении возможных ответных иранских ударов по союзникам в ближневосточном регионе. Одна из причин, возможно, в том, что Соединенное Королевство хочет сохранить пространство для маневра. В том числе, вероятно, предполагая, что сможет выступить в роли одного из каналов коммуникаций между США и Ираном в будущем.

Хотя глава МИД Ирана Аббас Аракчи в середине февраля 2026 года заявлял о незначительной посреднической «евротройки» (куда, наряду с ФРГ и Францией, входит и Великобритания), публичная риторика, все же, может расходиться с реальной тактикой. И в Лондоне вполне могут надеяться, что, чем сложнее будет ситуация для Ирана, тем больше он будет искать выход на всех возможных посредников, включая Великобританию.

«СП»: А что Лондону от удара по Ирану – хорошо ли, плохо ли?

– Если бы США ограничились разовым (пусть и масштабным) ударом по иранским объектам, это могло бы в чем-то оказаться на руку Лондону, несколько повышая его шансы сыграть посредническую роль.

С другой стороны, кардинальное ослабление Ирана несло бы как возможности, так и вызовы для Лондона. Ослабленный Иран, возможно, пошел бы на большие уступки западным игрокам, что создало бы и для британского бизнеса более широкое окно возможностей для работы в это стране.

Однако ослабленный Иран –это повышение вероятности потоков беженцев из этой страны, которые дойдут и до британской территории. Кроме того, это усиление Турции, с которой сейчас Лондон достаточно активно работает, но более влиятельная Анкара в таком случае и условия для сотрудничества с Великобританией может попытаться пересмотреть.

Хотя, конечно, другие факторы заинтересованности Турции в сотрудничестве с Лондоном и в этом случае сохранятся, в том числе с учетом возможностей британского ВПК.

«СП»: Насколько возможная операция США против Ирана ударит по единству НАТО и по единству англосаксов?

– Скорее, здесь вряд ли что-то изменится принципиально. Взаимная подозрительность сохранится. Но при этом чем ближе завершение президентского срока Трампа, тем больше будет надежд у тех же британских и европейских континентальных системных политиков дождаться его сменщика в Белом доме.

Тем более, если в ноябре 2026 года Демпартия уверенно выступит на промежуточных выборах в Конгресс.