Серьёзные проблемы настоящего друга Трампа: партия Орбана отстала в опросах перед выборами
За последние недели в информационном поле раз за разом (наверное, как никогда прежде) проскакивают заявления президента США Дональда Трампа, касающиеся премьер-министра Венгрии Виктора Орбана. Все они, как можно догадаться, восхищённые. Трамп прямо высказал свою поддержку венгерскому лидеру, даже признавая, что не всем в Европе это нравится. Для Орбана такая поддержка важна, ведь 12 апреля в его стране состоятся парламентские выборы. Не сказать, что гонка будет для «Фидес» такой уж простой. Уже сейчас многие опросы показывают, что правящая партия под руководством Орбана сдаёт позиции оппозиционной «Тисе», которой руководит некогда член «Фидес» Петер Мадьяр. Так чего же ожидать от важнейшей гонки Венгрии?

«Настоящий друг, борец и победитель»
«Поздоровайтесь с премьер-министром Венгрии Орбаном, которого я полностью поддерживаю на выборах. Не всем в Европе нравится эта поддержка, ну и ладно», – так заявил на недавно состоявшемся первом саммите «Совета мира» в Вашингтоне президент США Дональд Трамп, приправив свою необъятную любовь к венгерскому лидеру щепоткой перечисления его достоинств.
Трамп похвалил Орбана за хорошую работу в вопросе миграции, ещё раз подтвердив: «Я просто хочу, чтобы вы знали, что я полностью и безоговорочно поддерживаю вас».
Чуть ранее глава Белого дома назвал Орбана настоящим другом, борцом и победителем и пообещал поддержать его на предстоящих парламентских выборах. Собственно, что он и сделал. И в этом случае Трамп даже не отошёл от своей давней позиции по отношению к венгерскому премьеру, ведь на выборах 2022 года он также высказывал свою безоговорочную поддержку. Хоть в чём-то Трамп последователен…
Не менее красноречивы и слова, высказанные госсекретарём США Марко Рубио во время его встречи с Орбаном в офисе венгерского премьера 16 февраля: «Мы вступаем в золотую эру отношений между нашими странами, и не только из-за сплочённости наших народов, но и из-за ваших отношений с президентом Соединённых Штатов. Я не думаю, что это какая-то тайна, и ни для кого здесь не должно быть тайной, как президент относится к вам, как он взаимодействовал с вами во время своего первого президентского срока, а теперь, во время его второго президентского срока, эти отношения стали ещё теснее… Я могу с уверенностью сказать вам, что президент Трамп глубоко привержен вашему успеху. Потому что ваш успех – это наш успех. Потому что эти отношения, которые мы поддерживаем здесь, в Центральной Европе, через вас, очень важны для наших национальных интересов на ближайшие годы».
Понять, почему отношения между Вашингтоном и орбановским Будапештом столь нежны, можно с лёгкостью. Трамп как представитель Республиканской партии отстаивает в своей стране некую человеческую нормальность: выступает за естественные отношения между мужчинами и женщинами, настаивает на необходимости сохранять традиционность и всячески пытается отстоять интересы собственного народа, а не поддерживать мифические идеалы псевдодемократического будущего.
Так и Орбан: венгры и Венгрия для него – смысл выстраиваемой политики. Интересы собственного народа для Орбана выше интересов общеевропейских, что он неоднократно доказывал, бесстрашно идя вразрез с официальной политикой Брюсселя.
В геополитическом плане интересы Трампа и Орбана не сталкиваются в жестоком противостоянии, а пересекаются. Так, например, в деле выстраивания отношений с Россией и попытке мирно решить украинский вопрос и Трамп, и Орбан проделали достаточно много. Да, можно поспорить об эффективности методов Трампа и можно раскритиковать его непоследовательность, однако отрицать его вклад в мирное урегулирование невозможно. Даже с той точки зрения, сколько встреч с российской стороной уже было проведено на этом треке.
Однако же заявления о поддержке легко произнести. На практике венгерская гонка куда сложнее. И здесь фактор Трампа может и не сыграть столь решающую роль. Кроме этого, чрезмерное участие Вашингтона в попытках высказать поддержку Орбану может натолкнуться на некоторое непонимание и даже подозрения со стороны критиков венгерского премьера. Уж оппозиция может этим воспользоваться. Объясним, почему.
Венгры боятся вмешательства
Ещё в середине декабря 2025 года на просторах зарубежной прессы можно было увидеть весьма интересные результаты не менее любопытного опроса. Проведённый опрос Mediana показал: подавляющее большинство венгров (83%) заявили, что парламентские выборы в Венгрии в следующем году могут столкнуться с вмешательством со стороны иностранных разведывательных служб.
Разные газеты давали разные данные. Опрос, опубликованный ежедневной газетой «Непсава», показал: 53% респондентов считают, что может попытаться повлиять на предстоящие выборы Россия (ну, кто бы сомневался, что этот вариант появится), а 49% заявили, что это могут быть Европейский союз или Соединённые Штаты.
А вот издание Do Rzeczy указало, что около 25% опрошенных опасаются, что попытаться сфальсифицировать выборы может Украина. Тот же опрос показал, что с начала СВО на Украине восприятие Незалежной в Венгрии значительно ухудшилось.
«В настоящее время венгерское население воспринимает Украину как большую угрозу, чем Россию, хотя ранее ситуация была прямо противоположной», – сообщало издание «Непсава».
Непростая битва
Многие аналитики сходятся во мнении, что гонка в апреле будет очень непростой. Правящая ныне партия «Фидес» Виктора Орбана не демонстрирует однозначного предстоящего триумфа. Всё гораздо сложнее.
В этом году появившаяся относительно недавно оппозиционная «Тиса» Петера Мадьяра показывает неожиданный прорыв. Да такой, что если голоса потенциальных избирателей делятся не ровно пополам, то однозначно с перевесом в сторону «Тисы». О причинах этого мы расскажем позже.
Опрос, проведённый аналитическим центром «21 Research Center» ещё в начале декабря, показал, что партия «Фидес» сблизилась с партией «Тиса», которая, согласно большинству опросов, по-прежнему пользуется наибольшей поддержкой избирателей.
«Тиса» уже тогда опережала «Фидес» на стабильные четыре процентных пункта. Среди тех, кто не определился, за кого будет голосовать в апреле, преимущество «Тисы» и вовсе составляло семь процентных пунктов.
При этом ошибочно будет утверждать, что приближение выборов усилило позиции «тисовцев». Например, осенью прошлого года разрыв между партиями составлял десять процентных пунктов. Преимущество было за «Тисой». А зима принесла надежды правящей «Фидес», значительно уменьшив казавшийся недосягаемым разрыв.
По состоянию на 20 февраля, данные PolitPro показывают, что «Тиса» лидирует с 46,5% голосов избирателей, тогда как «Фидес» опрос даёт лишь 41,7% поддержки. Если бегло просмотреть все имеющиеся в открытом доступе результаты опросов, то подавляющее большинство агентств отдаёт победу «Тисе», тогда как триумф «Фидес» фиксирует ограниченное количество аналитических центров.
Позиции сторон
Риторика «Фидес» и «Тисы», несомненно, отличается. Причём разительно. Обе партии стоят на прямо противоположных позициях. И в этом, наверное, и кроется ответ на вопрос, почему результаты опросов показывают столь неоднозначную картину.
Виктор Орбан в преддверии апрельских выборов усилил антивоенную риторику. С высоких трибун венгерский премьер предупреждает, что победа его партии гарантирует венграм, что они не будут втянуты в иностранный конфликт. А, по словам Орбана, вся Европа в эту сторону только и движется.
Брюссель для «фидесовского» Будапешта – главный враг стабильности и спокойствия Венгрии. К слову, Евросоюз уже давно удерживает внутриблоковые средства для Венгрии из-за принципиально антиевропейской позиции Орбана. И это для одного лагеря в Венгрии хорошо, а для другого – плохо.
Орбан позиционирует себя как спасителя Венгрии, что и вправду проявляется на практике. Новый виток напряжённости в венгерско-украинских отношениях в полной мере предоставил Орбану возможность доказать, что ему не всё равно на каждого венгра в любой точке мира.
Когда появилась информация о том, что Киев подвергает принудительной мобилизации закарпатских венгров, Орбан прямо сказал Незалежной – «вам за это придётся ответить» и каждый венгр будет защищён, если Орбан останется у власти. Образ просемейной, антимиграционной партии «Фидес» уже долгое время сохраняет.
Это действительно контрастирует с позицией Мадьяровской «Тисы». Эта партия считается насквозь проевропейской и часто именуется правящей ныне верхушкой Венгрии «партией войны», что тоже очевидно.
«Тиса» выступает за сближение Будапешта с Брюсселем, готова в случае своей победы выполнять все требования ЕС и, что очень важно для чиновничества Евросоюза, предоставлять всяческую помощь Киеву.
Мадьяр говорит своим избирателям о «засидевшейся» власти в Будапеште, которая якобы насквозь погрязла в коррупции и стопорит развитие Венгрии. Лидер «Тисы» не боится бросить вызов венгерской элите, выдвинувшись на выборах в Будапеште, а не где-либо ещё – в самом центре политической жизни страны. Это шаг смелый, стоит это признать, даже если отношение к Мадьяру и «Тисе» весьма скептическое.
Однако гарантирована ли победа «Тисе»? Сомнительно. Впрочем, как она не гарантирована и «Фидес». Слова Орбана о том, что Киев делает всё, чтобы продвинуть оппозицию на выборах, могут отвернуть ту часть избирателей, которая как раз боится вмешательства Украины в выборы. А если верить словам Орбана, то доказательства соучастия имеются.
Кроме этого, за Орбана наиболее консервативные венгры, в числе которых и жители деревень. Как Мадьяр будет привлекать их – пока неясно. Кроме этого, «Тиса» всё ещё кажется избирателям партией совсем молодой и не вполне изученной, а поэтому делать выбор в её пользу может быть для венгров боязно.
Впрочем, старые предложения от изученного Орбана тоже могут отпугнуть избирателей, которые хотели бы неких изменений. Но только остаётся главный вопрос – готовы ли венгры к кардинальным изменениям в турбулентное время? Готовы ли они отказываться от собственной самостоятельности в угоду интересам Брюсселя? Готовы ли они терять свою страну? На все эти ответы мы получим ответ лишь в апреле. Но ставки и правда очень высоки.