Прозвучавшие на созванном Трампом «Совете мира» громкие обещания оставили много вопросов

На первом заседании Совета мира Трампа были даны громкие обещания, но вопросы остаются. Мероприятие, прошедшее в четверг в Вашингтоне, должно было ознаменовать важный момент в глобальном управлении. Это было первое заседание Совета мира, организации, возглавляемой президентом США Дональдом Трампом, целью которой названо восстановление Газы после долгой войны. И это мероприятие имело потенциально далеко идущие последствия для того, как Белый дом справляется с международными конфликтами и кто будет командовать.

Прозвучавшие на созванном Трампом «Совете мира» громкие обещания оставили много вопросов
© Московский Комсомолец

В своем пространном выступлении президент США объявил, что девять стран выделили более 7 миллиардов долларов на оказание помощи Газе. По его словам, несколько стран предоставят войска для отправки туда в составе сил по стабилизации, сообщает CNN Politics.

Трамп также заявил, что Соединенные Штаты выделят 10 миллиардов долларов Совету мира, который он будет возглавлять бессрочно. Один из членов исполнительного комитета Совета рассказал о потенциале развития анклава, несмотря на то, что большая часть Газы лежит в руинах после почти двухлетних израильских бомбардировок. При этом ФИФА в ярком видеоролике, созданном, по-видимому, с помощью искусственного интеллекта, представила “полную футбольную экосистему”.

Теперь возникают серьезные вопросы о том, как эти высокие амбиции будут сочетаться с реалиями в Газе, комментирует CNN Politics. Там неоднократно нарушалось соглашение Трампа о прекращении огня, и гуманитарная ситуация остается нестабильной. Более того, ключевой вопрос о демилитаризации ХАМАСА до сих пор не решен, что ставит вопрос о том, когда и как на самом деле могут быть проведены реконструкция и развертывание миротворческих сил.

В своем выступлении Трамп, который стремился взять на себя роль миротворца, мало что сделал для того, чтобы развеять опасения по поводу усилий Совета директоров заменить Организацию Объединенных Наций, утверждает CNN Politics.

“Совет мира собирается практически полностью контролировать деятельность Организации Объединенных Наций и следить за тем, чтобы она работала должным образом”, - сказал он, добавив, что ООН обладает “огромным потенциалом”.

“Мы также, возможно, сделаем еще один шаг вперед, там, где мы видим горячие точки по всему миру, мы, вероятно, сможем сделать это очень легко”, - сказал Трамп по завершении заседания Совета мира, на котором он рассматривал военные действия против Ирана. Хотя резолюция Совета Безопасности ООН, наделившая Совет мира полномочиями, касалась конкретно Газы, устав организации утверждает, что она обладает собственными полномочиями по урегулированию любого теоретического конфликта.

На заседании в четверг присутствовали представители примерно четырех десятков стран, но только половина из них являются членами правления. Другая половина, включая большинство участников из Европы, присутствовала в качестве наблюдателей. Высокопоставленный дипломат Европейского союза заявил журналистам в Брюсселе в четверг: “Очевидно, что у Совета мира есть проблемы”. Но в отсутствие другого механизма или международной организации, которые могли бы определять будущее Газы, другого выбора нет.

Многие из традиционных союзников США отказались от членства в совете из-за опасений по поводу его широкой миссии. Позже в четверг Трамп добавил, что хотел бы видеть Россию и Китай в Совете.

Аарон Дэвид Миллер, бывший переговорщик по Ближнему Востоку от США, сказал CNN, что встреча казалась оторванной от реальности, отметив, что план демилитаризации не готов к “прайм-тайму”.

Официальные лица США и региональные союзники понимают, что демилитаризация будет долгосрочным процессом, сообщили CNN источники. Один из американских чиновников сказал, что ожидается, что технократическое палестинское правительство будет способствовать переговорам с ХАМАСОМ по этому вопросу, и, хотя усилия продолжаются, нет четких сроков, когда это действительно произойдет. В заявлении, сделанном в четверг вечером, ХАМАС вообще не упомянул о разоружении или демилитаризации Газы. Вместо этого он призвал международное сообщество заставить Израиль полностью открыть контрольно-пропускные пункты в Газе и начать реконструкцию.

Неясно, будут ли Международные силы по стабилизации (ISF) развернуты до того, как произойдет демилитаризация. По словам Трампа, Марокко, Албания, Косово и Казахстан “выделили войска и полицию для стабилизации ситуации в Газе”. Египет и Иордания, добавил он, “также предоставляют очень, очень существенную помощь, войска, обучение и поддержку заслуживающим доверия палестинским полицейским силам”.

А Национальный комитет по управлению Газой, входящий в состав Совета, стремится “восстановить безопасность с помощью профессиональной гражданской полиции под единым руководством, включая обучение и переподготовку 5000 полицейских Газы, которые будут развернуты в течение 60 дней”, - заявил председатель комитета Али Шаат на заседании в четверг. Но комитет не смог попасть в Газу, застряв в Каире, не имея практически никаких полномочий для выполнения своих решений или сколько-нибудь значимого управления анклавом.

Высокий представитель Николай Младенов, который является ключевым связующим звеном между Советом и Палестинским технократическим комитетом, отметил в четверг, что для начала реконструкции “нет другого выбора”, кроме полной демилитаризации Газы и вывода из эксплуатации вооружений в анклаве.

Трамп заявил, что Бахрейн, Катар, Саудовская Аравия, Узбекистан и Кувейт выделили более 7 миллиардов долларов на помощь Газе, но не стал вдаваться в подробности того, как и когда будут инвестированы эти деньги. Также неясно, на что конкретно будет использован взнос в размере 10 миллиардов долларов США в совет директоров, хотя американский чиновник сказал, что он будет внесен в ближайшие годы.

Миллер отметил, что “деньги бесполезны, если вы не можете их потратить”. Часть проблемы, по его словам, заключается в том, что израильское правительство вряд ли допустит инфраструктуру в те районы Газы, которые оно не контролирует, иначе оно будет настаивать на проверке “каждого объекта”. Другая проблема - продолжающиеся военные удары, отметил он.

“Я думаю, что при определенных обстоятельствах внешние силы могли бы оказать значительное влияние. Я просто не понимаю, как можно превратить то, что я увидел сегодня, в реальность, которая сделала бы Газу целостной, безопасной и процветающей”, - сказал Миллер.