Заявлено о «хорошем начале» переговоров с США по ядерной программе

Непрямые переговоры между Ираном и США о будущем иранской ядерной программы, согласно заявлениям Тегерана и предоставившего площадку для встречи Омана, завершились в пятницу общим согласием продолжать дипломатический путь – и, возможно, с дальнейшими переговорами в ближайшие дни.

Заявлено о «хорошем начале» переговоров с США по ядерной программе
© Московский Комсомолец

Испытывающий облегчение министр иностранных дел Ирана Аббас Арагчи охарактеризовал восьмичасовые встречи как “хорошее начало”, проведенное в приятной атмосфере, пишет The Guardian. Он добавил, что продолжение переговоров зависит от консультаций в Вашингтоне и Тегеране, но отметил, что Иран подчеркнул, что любой диалог требует воздержания от угроз.

Эти переговоры стали первыми, которые состоялись между Ираном и США с тех пор, как Вашингтон и Израиль нанесли сокрушительные военные удары по ядерным объектам Ирана и его политическому руководству в июне прошлого года, констатирует The Guardian.

Президент США Дональд Трамп в последние недели собрал в регионе большой флот, построенный вокруг ударной группы с авианосцем USS Abraham Lincoln, после того как в январе пообещал иранским протестующим, что “помощь уже в пути” во время масштабных антиправительственных демонстраций.

Иран, который пережил интенсивные внутренние беспорядки, в ходе которых тысячи протестующих были убиты в ходе столкновений, настаивал на том, чтобы переговоры ограничились гарантиями гражданской направленности его ядерной программы и не распространялись на права человека, его ракеты или поддержку проиранских группировок в регионе, включая палестинский ХАМАС, ливанскую "Хезболлу" и повстанцев-хуситов в Йемене. “Наши переговоры носят исключительно ядерный характер, и мы не обсуждаем с американцами никаких других вопросов”, - сказал Арагчи.

Непрямые переговоры в Маскате проходили при посредничестве министра иностранных дел Омана Бадра аль-Бусаиди в рамках отдельных переговоров между двумя сторонами. Американскую команду возглавляли спецпосланник Трампа Стив Уиткофф и зять президента США Джаред Кушнер.

Командующий Центральным командованием США адмирал Брэд Купер также присутствовал, подчеркнув, что Трамп сделал военные рычаги влияния США центральной частью своего дипломатического арсенала.

Глава оманского МИД аль-Бусаиди отметил в своем заявлении: “Эти консультации были направлены на создание подходящих условий для возобновления дипломатических и технических переговоров, подчеркивая важность этих переговоров и решимость сторон добиться успеха в достижении прочной безопасности и стабильности”.

Доверие между Ираном и США было минимальным с тех пор, как США поддержали нанесение Израилем военных ударов по Ирану всего за несколько дней до того, как обе стороны должны были встретиться для проведения шестого раунда переговоров в июне прошлого года, напоминает The Guardian.

“После восьми неспокойных месяцев, в течение которых мы пережили войну, возобновить процесс диалога непросто, - сказал Арагчи. -- Глубокое недоверие, возникшее на фоне прежнего недоверия, является серьезной проблемой. Сначала мы должны преодолеть преобладающую атмосферу недоверия… Если эта тенденция сохранится, я думаю, мы сможем достичь хороших рамок для соглашения”.

Вашингтон хотел расширить рамки переговоров, чтобы охватить баллистические ракеты Ирана, поддержку вооруженных группировок в регионе и “обращение с собственным народом”, как заявил в среду госсекретарь США Марко Рубио. Но после нескольких дней обсуждений иранские переговорщики пришли к выводу, что, по крайней мере, на начальном этапе будет обсуждаться только ядерный спор.

Иран добивается гарантий того, что США не используют переговоры в качестве дымовой завесы для навязывания смены режима Исламской Республики.

Перед началом переговоров Тегеран заявил, что США были вынуждены отозвать свою просьбу о проведении переговоров в Турции в присутствии министров иностранных дел Катара, Турции, Объединенных Арабских Эмиратов, Египта и Саудовской Аравии.

Иран заявляет, что его право обогащать уран на иранской земле – право, которое ему было предоставлено в рамках ныне несуществующей ядерной сделки 2015 года, заключенной Бараком Обамой, - не подлежит обсуждению. Лучшим источником компромисса является согласие Ирана приостановить планы по обогащению урана на определенное количество лет, и будет создан региональный консорциум, который будет обогащать уран, приближая регион к интегрированной гражданской ядерной программе.

Тегеран также добивается ослабления санкций в обмен на новый режим инспекций на своих ядерных объектах. Стоимость риала по отношению к доллару упала вдвое после июньских нападений Израиля, а резкое падение уровня жизни в Иране, усугубленное стремительной продовольственной инфляцией, которая приблизилась к более чем 100%, стало поводом для демонстраций, вспыхнувших в конце декабря.

Переговоры тем временем проходили на фоне неоднократных предупреждений Трампа о том, что он нанесет военный удар по Ирану с кораблей авианосной группы во главе с USS Abraham Lincoln, если не будет достигнут прогресс. США наращивают свое военно-морское присутствие в регионе после подавления протестов иранским правительством, что усиливает напряженность в отношениях между Вашингтоном и Тегераном.

Тегеран пригрозил, что без колебаний нанесет удар по Израилю или военным базам США в регионе, если на него нападут, отмечает The Guardian. Вашингтон в прошлом месяце воздержался от нападения на Иран отчасти потому, что израильские и американские военные не чувствовали себя полностью готовыми противостоять вероятным ответным мерам со стороны Ирана.