Французский реванш в Африке: почему европейская страна вряд ли сможет «отвоевать» Сахель
На днях Служба внешней разведки России (СВР) сообщила, что Франция активно пытается вернуть политическое влияние в Африке. Потерянный Парижем континент продолжает беспокоить президента Пятой республики Эммануэля Макрона, который воспринимает регион исключительно с неоколониальной точки зрения.

Однако уже и Африке давно стало ясно, что многолетнее военное присутствие французских сил в странах Сахеля отнюдь не улучшило ситуацию, с которой, по идее, Франция и приходила разобраться, а именно – не искоренило в государствах континента террористические группы. Они даже, судя по всему, размножились при активном содействии той же Франции. Так что же происходит на Чёрном континенте?
Африканские мечты Макрона
«Администрация президента Франции Эммануэля Макрона лихорадочно ищет возможности для «политического реванша» в Африке. Действительно, в последние годы Париж понёс на континенте впечатляющие «потери»», – так говорится в сообщении СВР, опубликованном в начале февраля.В том же заявлении уточняется, что неудачи Пятой республики связаны с приходом к власти в этих странах самостоятельных правительств, которые обращают внимание не на французские интересы, а прислушиваются к голосу собственного народа. Макрон по старой колонизаторской памяти решил жёстко пресечь эти трансформации и устранить «неудобных» африканских руководителей.
Под эти соусом была предпринята попытка госпереворота в Буркина-Фасо 3 января. По данным СВР, к нему причастны именно французские спецслужбы, в планах которых было убийство президента Ибрагима Траоре.
Но попытки провалились, и Франция переключилась на других региональных игроков. Не в последнюю очередь раскачать лодку планировалось в Мали. Там предпринимаются попытки дестабилизации ситуации посредством атак на инфраструктуру и местных жителей. Конечная же цель – создание условий для свержения лидера страны Ассими Гоиты.
Кстати, для этих грязных целей используются не только местные боевики, но и активно приветствуется помощь с Украины, которая содействует дронами и инструкторами (а потом эти же кровавые деятели трясут с Европы всё новые поставки вооружений).
Риторика Макрона при обращении к африканским лидерам далека от деликатности. Так, например, в 2025 году лидер Пятой республики выступил с упрёком в адрес африканских стран из-за того, что те якобы «забыли сказать спасибо» за борьбу с терроризмом в Сахеле: «У нас были отношения в области безопасности. На самом деле, они имели двойную природу. Одна из частей – это наше обязательство по борьбе с терроризмом с 2013 года. Мы были правы, проводя эти операции. Я считаю, что нам забыли сказать спасибо. Ничего страшного, это придёт со временем».
Да Африка уже давно всё поняла и осознала, что говорить «спасибо» французам вообще не за что.
Большой путь к грандиозному хаосуКонец многие годы существовавшей концепции «Франсафрика» начал происходить в 2022 году, когда Пятая республика была вынуждена буквально с позором покидать африканские страны, на которые, как думали французские политики, они ещё имеют сильное влияние. Нет, влияния никакого не осталось, а поэтому французопад в Сахеле происходил громко и с помпой. Почти с такой же помпой, как всё начиналось.
После более чем 60 лет военного присутствия в ряде стран Африки, Париж громогласно попросили оттуда уходить. С вещами на выход! Мали, Буркина-Фасо, Нигер и Чад расторгли свои соглашения об обороне с Францией в одностороннем порядке. Центральноафриканская Республика, Кот-Д’Ивуар и Сенегал поступили более мягко, запросив вывод войск. Так или иначе, желание у этих государств одно – выгнать французов со своих земель, что у них прекрасно получилось сделать.
Численность французских военных сил в странах региона сильно уменьшилась. По оценкам французской прессы, на континенте осталось примерно 2,1 тысяч французских военнослужащих.Однако говорить о том, что упадок «Франсафрики» начал происходить в 2022 году тоже будет не вполне верно. Это апогей процесса, который начался гораздо раньше.
В 2020 году в столице Эфиопии Аддис-Абебе состоялась 33-я очередная сессия Ассамблеи глав государств и правительств Африканского союза. Главная тема мероприятия – «Заставить замолчать оружие: создание благоприятных условий для развития Африки».
Безопасность, безусловно, была главной темой саммита (это больное место для всего региона). Но уже тогда государства пришли к выводу, что для стабилизации ситуации на континенте сделано крайне мало. Об этом уже тогда свидетельствовали участившиеся нападения террористических организаций и местных боевиков. Кризисы в Камеруне и Мозамбике происходили на фоне затяжных конфликтов в Ливии и Южном Судане.
Председатель Комиссии Африканского союза Мусса Факи уже тогда с трибуны заявлял: «Континент страдает из-за терроризма, межобщинных конфликтов и кризисов, происходящих до и после выборов».
Франция на этом фоне отчаянно пыталась изыскать любую возможность сохранения влияния в регионе, почуяв, что запахло жареным. Применялись и военные средства. За день до саммита Париж принял решение направить в Африку еще 600 человек в рамках операции «Бархан», в то время как Макрон продолжал колесить по континенту. Вот только усилия были тщетны и не могли скрыть очевидного.
Согласно данным Организации Объединенных Наций, в регионе наблюдается «беспрецедентный» рост насилия, связанного с терроризмом. Тогдашний специальный представитель ООН и глава Управления ООН по Западной Африке и Сахелю (УНВАС) Мохаммед ибн Чамбас подчёркивал рост террористического насилия в регионе. По словам Чамбаса, географический очаг террористических атак сместился на восток, из Мали в Буркина-Фасо, и «всё больше угрожает прибрежным государствам Западной Африки».
Чамбас уделил особое внимание жертвам террористических атак в Буркина-Фасо, Мали и Нигере, число которых за три года увеличилось в пять раз. Только в 2019 году было зарегистрировано более 4000 смертей, по сравнению с примерно 770 в 2016 году.
Продолжала существовать и проблема межплеменного насилия. Иногда представители племён действуют в одиночку, а иногда и в связке с террористическими группами. И, к слову, направляли они весь свой гнев в том числе и на французский контингент. Чаще всего радикалы свободно совершают свои кровавые акты в районах со слабым или вовсе отсутствующим правительством. То есть, вакуум власти как в миниатюре, так и в более широком смысле для Африки самоубийствен. Франция не может этого не понимать, а поэтому, наверное, создание этого вакуума поставлено Пятой республикой на поток.
«Пояс государственных переворотов»
Итог хозяйствования Франции в африканских странах можно описать одним лишь термином, который мы вынесли в подзаголовок. Это и концепция, и неологизм, появившийся в 2020-х годах. Он описывает регион, где расположены страны с высокой распространённостью государственных переворотов.
Все перевороты были схожи. Большинство из них были спровоцированы военными, которые критиковали действия своих правительств и параллельно высказывали недовольство французскими военными. Приходящие к власти в этих странах силы, как правило, уже были абсолютно не близки с Западом, но стали сближаться и искать помощи у России и Китая.
Всё произошло по одной простой причине: Франция, возомнившая себя главным решалой в Африке, стала слишком глубоко влезать во внутренние политические процессы стран Чёрного региона. Более того, ресурсы, которые были в руках французов, стали использоваться для разжигания революционных настроений.
К слову, французские компании процветают благодаря дешёвым африканским ресурсам. Согласно данным, которые публиковались в 2020 году, в Африке присутствовало более 1100 французских компаний и более 2109 их дочерних предприятий.
Агрессивное продвижение французской валюты и повсеместное насаждение (но отнюдь не всегда успешное) французского языка привели к тому, что африканцы начали задумываться о введении своей валюты и всё более активного использования собственных диалектов для общения.Франция и сама давно поняла, что проиграла, а поэтому похвальное стремление «бороться с терроризмом» используется Францией лишь как предлог для вмешательства в дела африканских стран.
Кстати, некоторое время назад по африканским источникам гуляла довольно показательная история: нигерийские таможенники конфисковали оружие, поставляемое местным радикалам одной из действующих на территории Африки террористических группировок, которое было спрятано в контейнере по поручению французской организации. Чем не доказательство кровавого насаждения Францией своих неоколониальных затей? Но не получится, все всё давно поняли, а Макрона очень хорошо раскусили.