«Президент США нервничает»: почему Трамп устраивает передел мира

Ровно год исполнился 20 января с момента инаугурации 47-го президента США. Бурную деятельность Дональд Трамп развернул еще в 2025-м, а новый начал с похищения президента Венесуэлы. Трамп заявляет, что Штаты получат все, что им нужно в Гренландии, и мнение европейцев неважно, и угрожает Канаде пошлинами в 100 процентов, если она подпишет торговое соглашение с Пекином. Насколько велик «аппетит» президента США, рассуждает обозреватель «Вечерней Москвы».

«Президент США нервничает»: почему Трамп устраивает передел мира
© Вечерняя Москва

С момента официального вступления в должность президента США пошел отсчет деяний второго мандата Дональда Трампа, который начал с лозунга «Сделаем Америку вновь великой» (МАGA), подразумевавшего реиндустриализацию США, возвращение ее лидерства в передовых технологиях и курс на общую замкнутость на внутренних проблемах страны, а спустя год превратился в триггера самых громких внешнеполитических событий, во многом носящих глобальный дестабилизирующий характер.

Сделки с позиции силы

Главный посыл внешней экспансии Трампа сводится по-прежнему к тому, что Америку неправомерно обирают даже ее ближайшие союзники, не говоря уже о все более серьезных соперниках типа Китая. Они, дескать, оккупировали ее внутренний рынок, тормозя развитие собственно американской промышленности, не приобретают штатовскую продукцию — от СПГ до сои, не платят за обеспечение своей безопасности, расходы на которую бременем легли на бюджет США. А главное — пытаются поставить под вопрос гегемонию доллара. И инструментами «восстановления справедливости» Трамп избрал повышение военных расходов стран НАТО до пяти процентов в расчете на рост заказов для собственного ВПК и торговые пошлины. В результате хозяин Белого дома взял курс на заключение разного рода сделок с позиции силы, но ставка оказалась куда боле рискованной.

— Действительно, ведь во многом ввод экспортных пошлин был направлен против собственных транснациональных корпораций, главных агентов глобализации, — полагает профессор Финансового университета при правительстве РФ Александр Сафонов, — и сверхзадачей такой политики должно было стать стимулирование возвращения производственных мощностей обратно в Америку, через таможенные платежи сделать производство в третьих странах для экспорта на американский рынок менее рентабельным. Заодно это выглядело попыткой и вернуть капиталы, стимулировать крупные инвестпроекты, в основном в сфере высоких передовых технологий в самих США. Фабрики по «производству тапочек» Трампа не интересуют. Одновременно таким образом президент пытался укрепить и доллар, раз уже инвестиции в американскую экономику должны были бы стать более привлекательными и способствовали бы за счет роста налогов сокращению госдолга.

Проблема же Трампа в том, что реализация таких проектов рассчитана на длительный период, а ему остается лишь три года у власти. Поэтому президент США нервничает, обзывает непокорного главу независимой Федеральной резервной системы «тупым клоуном», пытаясь добиться от него снижения кредитной ставки. То есть, будучи в цейтноте, Трамп попытался нарушить классические рестрикции, в силу которых государство не вмешивается и не регулирует кредитную политику. Нарушить своеобразную дихотомию управления финансами. Он пошел по пути, который в тридцатые годы фактически спровоцировал Великую депрессию. Пока же рост таможенных платежей привел к росту цен на многие завозимые в США продукты. А потому по ряду позиций Трампу пришлось отыграть назад. К тому же он испортил отношения со многими капитанами большого бизнеса, поскольку в своей политике он защищает интересы прежде всего штатовского ВПК и нефтегазовых гигантов.

Зачем Трампу Венесуэла и что будет дальше: прогнозы политологов

Соперники, которым хочется связать руки

Между тем и заключение торгового договора США с ЕС, по которому на европейские товары, поставляемые в США, вводилась пошлина в 15 процентов, и угроза ввести дополнительные пошлины по причине даже робких попыток европейцев возмутиться намерением Трампа «проглотить» Гренландию говорят об одном: для Вашингтона Евросоюз — экономический соперник. И этого соперника уже отрезали от дешевой энергии, гарантированной нашими газовыми поставками, просто так «Северные потоки» не взрывают. Европейские страны разоряют пошлинами, учитывая экспортно ориентированный характер местных экономик.

А вот с Китаем такой номер не прошел, торговую войну с Поднебесной Трамп проиграл. И не только по причине китайской монополии на поставки редкоземов, основ современных прорывных отраслей. А потому, что китайцы доминируют в логистике и цепочках поставок. Достаточно напомнить, что более 80 процентов комплектующих, используемых в американском ВПК, китайского производства. Теперь Трамп пытается отрезать Китай от источников стабильных энергетических поставок — от нефтепотока из Венесуэлы и Ирана, в надежде захватить контроль над последним, также крупным поставщиком нефти в Поднебесную. Но у Китая есть альтернативы, способные компенсировать ему потерю прежних партнеров.

Лакомый кусок

И все-таки явно неспроста в вопросе попыток США то ли захватить Гренландию, на которую янки покушаются еще с 60-х годов 19 века, то ли взять ее измором Вашингтон опять грозит таможенными тарифами семи странам Европы, которые решили хотя бы символически поддержать Данию, послав в Гренландию общими усилиями чуть больше взвода солдат. Тут уж политика вновь не может не довлеть над экономикой. Но Трамп же не просто разоряет союзников, а откровенно их троллит, максимально снижая их политический вес. Причем он не обращает внимания на звучащие в политических кулуарах угрозы раскола НАТО, вывода из стран Старого Света американских баз, необходимых для операций на том же Ближнем Востоке.

В Вашингтоне считают, что базы находятся в Европе по ее же настоятельной просьбе, а в НАТО США — смысловой узел, без которого блок просто рассыплется. Более того, продвигая нарратив, что он защищает Гренландию от поползновений России и Китая, Трамп в письме к премьеру Норвегии вообще ставит под сомнение права Дании на остров: «Нет никаких письменных документов — лишь то, что лодки причалили туда сотни лет назад. Но наши лодки тоже там причаливали». Хотя тот же аргумент можно отнести к самим США, к берегам которых когда-то также «приплыли лодки» европейцев.

— И что же Европа может реально сделать в такой ситуации, — задается вопросом директор Института политических и экономических стратегий Елена Панина, — ввести санкции против американских компаний? Технически это возможно, но политически трудно. Угрожать выйти из НАТО? Но альянс — это структура, в которой США являются центральным узлом. В кризисе по типу гренландского сам блок превращается не в рычаг Европы, а в объект шантажа со стороны Штатов. А вот идея дотянуть до промежуточных выборов в американский конгресс могла бы быть здравой, но в реальности время работает не на Европу, а на того, кто владеет инициативой. США создают кризис и сами выбирают темп. Европа же вынуждена реагировать. В этом смысле «время против Трампа» работает только при допущении, что Трамп вынужден играть по европейским правилам. А он не вынужден.

Характерно, что наша позиция в отношении гренландских планов Трампа выглядит нейтрально благожелательной. По словам пресс-секретаря нашего президента Дмитрия Пескова, существуют международные эксперты, которые считают, что, решив вопрос присоединения Гренландии, Трамп войдет в историю, не только в историю США, но и мировую. С этими экспертами трудно не согласиться.

Впрочем, не стоит думать, что позиция Трампа исключительно выигрышная на фоне смущения «европейских подсвинков», давно потерявших собственную международную субъектность. В самих Штатах, как выясняется, лишь 17 процентов опрошенных поддерживают аннексию Гренландии. А значит, надежда на то, что похищение Мадуро и «переваривание» самого большого острова станут главными аргументами Партии слонов накануне промежуточных выборов, выглядит иллюзорно.

Беззубая ООН

Равно как еще одна гениальная идея Трампа по созданию «Совета мира по Газе», который изначально должен был следить за восстановлением сектора. Но не таков Трамп. И вот уже, по его словам, создается «самый великий и престижный совет, который когда-либо собирался». В хартии, разосланной мировым лидерам с приглашением войти в «Совет мира», нет вообще упоминания о Газе. Зато есть цель — «содействие стабильности, восстановлению надежного и законного управления и обеспечению устойчивого мира в районах, затронутых или находящихся под угрозой конфликта». Это дало повод говорить о том, что Трамп замахнулся на создание альтернативы «беззубой ООН» под своим патронажем.

— Ну, мы же помним, насколько критично, если не сказать иронично, Дональд Трамп относится к деятельности ООН, в штаб-квартире которой даже эскалатор сломался во время его визита, — полагает политолог Алексей Макаркин, первый вице-президент Центра политических технологий. — Трамп тогда удивлялся, куда идут большие американские взносы на содержание Объединенных Наций. И вот он предлагает во многом альтернативный проект глобальной организации по разрешению конфликтов, постоянные члены которой должны вносить по одному миллиарду долларов. Для Трампа сделка не бывает бесплатной. Впрочем, вопрос использования таких собираемых средств еще, конечно, будет обсуждаться, как и многие другие положения хартии. Но я не думаю, что речь идет просто об очередном пиар проекте, позволяющем Трампу побыть еще раз на первых полосах и телеэкранах. Он реально хочет стать одним из самых великих американских президентов, который вернул своей стране мировое лидерство, потерянное бездарными предшественниками. Пусть в разосланном варианте хартии новой организации нет слова «Газа», но в самом секторе уже сложилась вполне рабочая структура, в которую уже вошли, помимо самого Трампа, Рубио и Уиткофф. Более того, есть аппарат во главе с бывшим главой МИД Болгарии Младеновым для прямых контактов с палестинцами. Так что есть на какой пример опереться.

Другое дело, что не надо иллюзий: речь идет о попытке возвращения к однополярному миру под американской эгидой. Недаром Трамп пригласил войти в его проект и Россию, и Белоруссию, и Бразилию. Иными словами, он предлагает альтернативу не только ООН, но еще и БРИКС. После некоторой паузы, но и Китай получил такое приглашение. И Пекин явно не откажется от обсуждения этого вопроса, используя его как очередную разменную монету в сложных переговорах с Вашингтоном. Но это не значит, что китайцы в такую организацию решат войти. Так что начинается новый этап большой игры. Конечно, ее правила будут долго обсуждаться, пока ведь прошло всего несколько дней, как этот вариант озвучен. Но в целом господствует реакция в стиле «не надо раздражать Трампа». Естественно, что ни о каком праве вето, за исключением права самого президента США, речи пока не идет. К тому же есть и иные вопросы. Трамп в Белом доме до 2029-го, а что потом? Или он готовит себе пенсионный пост мирового масштаба? Наша реакция максимально спокойная: предложение анализируется. И Трампа можно заставить заплатить за его амбиции.

Так что итоги года Трампа своеобразные. С одной стороны, мировая политика прямо-таки крутится вокруг его фигуры. Но с другой — ничего до ума не доведено. Вопрос Палестинского государства не решается, ХАМАС восстанавливает свои позиции, иранские власти контролируют ситуацию внутри страны и не отказываются как минимум от мирного атома, в Венесуэле формируется новая, более гибкая система власти, судьба украинского кризиса решается «на земле», жители Гренландии не спешат становиться американцами. Да и Нобелевскую премию не дали, о чем Трамп откровенно пожаловался в письме к норвежскому премьеру.

51-й штат и Панамский канал

Но Трамп не отчаивается. Известны его стратегические планы по превращению соседней Канады в 51-й американский штат и по возвращению под полный американский контроль Панамского канала, который его предшественники, дескать, упустили по глупости и который должен принадлежать Америке, как все в Западном полушарии.

— Понятно, — уверен Алексей Макаркин, — что канадский премьер Карни не просто так на днях поспешил в Китай для заключения соглашения с Поднебесной о стратегическом партнерстве, что предусматривает взаимное снижение тарифов и пошлин. Пекин готов получать нужную ему тяжелую нефть как раз из Канады, что не вписывается в планы Трампа по сырьевому «удушению» Китая. А на деле Трамп как раз своей политикой сблизил эти две страны.

Кстати, Дональда Трампа возмущает и тот фат, что у китайцев, как оказалось, отличные позиции и в Панаме. Правда, утверждают, что там заправляют миллиардеры, оппозиционные Пекину. Но Трампа такие нюансы никогда не останавливают.

КСТАТИ

Крупная ставка на захват президента Венесуэлы Николаса Мадуро принесла трейдеру почти 437 тысяч долларов и вызвала споры о рисках инсайдерской торговли на рынках прогнозов. Один из новых аккаунтов на платформе Polymarket вложил 30 тысяч долларов в исход ухода Мадуро и заработал 436 760 долларов после подтверждения события.

ЦИФРА

700 миллиардов долларов может достигнуть стоимость сделки по Гренландии. Такую цифру назвали СМИ на основе оценки ученых и экс-чиновников США. Жителям Гренландии хотели заплатить от 10 до 100 тысяч долларов.

Также в беседе с «ВМ» военный эксперт, политолог Евгений Михайлов рассказал, почему у США есть все шансы аннексировать Гренландию, и кто может оказаться под ударом вслед за ней.