Долгая дорога в битве с Сомали: корни противостояния Миннесоты с Трампом уходят в Африку

За всем происходящим в Миннесоте без преувеличения следит весь мир. Направленные Трампом в этот американский штат скандальные агенты миграционной службы (ICE) уже успели получить всемирную известность за убийство двух американских граждан, которые препятствовали разгулу федеральных агентов. Что примечательно, все подобные рейды последнего времени охватывают преимущественно демократические штаты.

Долгая дорога в битве с Сомали: корни противостояния Миннесоты с Трампом уходят в Африку
© Московский Комсомолец

© AP

Да, безусловно, в них существуют проблемы с нелегальными мигрантами. Но что касается Миннесоты, для Трампа – это особая битва, которая ведется уже не первый год.

Агрессивная тактика ICE как попытка выполнить план

Ещё в прошлом году на страницах американской прессы появлялись многочисленные материалы, которые проливали свет на причины столь жестокого поведения сотрудников ICE, которые были брошены администрацией Трампа на поле битвы с наводнившими Соединённые Штаты нелегальными мигрантами из совершенно разных стран.

Это укладывалось в планы пришедшего в Белый дом во второй раз Дональда Трампа, который пообещал выдворить из США всех нелегально пребывающих в них просителей убежища. Ясно, что без ужесточения миграционного контроля подобное было бы невозможным. И тут началось!К выполнению планов главы Белого дома были привлечены сотрудники ICE, которые не слишком церемонились с мигрантами с самого начала массовой депортации. Оттого по «целевым» штатам и начали прокатываться массовые протесты.

С конца января 2025 года ICE наследили, а администрация Трампа отхватила недовольных, в Алабаме, Массачусетсе, Нью-Йорке, Калифорнии, Джорджии, Иллинойсе, Индиане, Северной и Южной Каролине, Техасе и Вашингтоне.

В отличие от акций протеста, которые прокатились в 2025 году, например, по Великобритании, в США демонстрации стали не антимиграционными, а промиграционными. Местные жители, пусть и не все изначально были довольны слишком уж вольготной жизнью мигрантов, глядя на действия лихих агентов ICE, массово стали вставать на сторону приезжих.

Протестующих возмущает как агрессивный захват мигрантов правоохранителями, так и обращение с самими демонстрантами, некоторые из которых теряют собственные жизни в битве с федералами. К слову, понять обе стороны можно.

Размеренная жизнь местных нарушена разгуливающими по улицам их городов вооружёнными агентами, да и их действия в перспективе могут поднять очень сильную волну гнева самих диаспор, которая наверняка «смоет» рядовых американских граждан.

Агентов ICE понять тоже можно, ведь их поставили в жёсткие условия, которые они не выполнить не могут. Чревато карьерными последствиями.

Бывшие сотрудники Министерства внутренней безопасности и эксперты по вопросам иммиграции давно утверждают, что агрессивная тактика является результатом огромного давления на сотрудников иммиграционной службы с целью увеличения числа арестов нелегальных иммигрантов, поскольку администрация Трампа пытается достичь своих целей по депортации. Порой, целей эффектных, но недостижимых на практике.

Исторически сложилось так, что агентства, ответственные за эти аресты, такие как ICE (Иммиграционная и таможенная служба США), работали на пределе своих возможностей, что затрудняло достижение целей, поставленных Белым домом.

Источники в правоохранительных органах сообщали CNN, что всё более агрессивная тактика, которую они наблюдали у сотрудников иммиграционной службы в последние месяцы, привела к столкновениям между Министерством внутренней безопасности и агентами других федеральных ведомств, работающими в составе совместных целевых групп.

Джон Сандвег, бывший исполняющий обязанности директора ICE при президенте Бараке Обаме, заявил, что эта тактика направлена не на борьбу с преступностью, а на увеличение общего числа арестов.

Сомали как особая цель Трампа

Широкомасштабные антимиграционные рейды были направлены против выходцев из разных стран. Например, после убийства гражданином Афганистана членов Национальной гвардии, Трамп решил приостановить выдачу виз выходцам оттуда. А в целом не рады были в Америке и выходцам с Кубы, Ирана, Йемена и прочих.

И вот когда Трампа спросили о том, как афганцы, легально находящиеся в Соединённых Штатах, могут отнестись к его решению приостановить выдачу виз, напрямую на это не ответил, переключив внимание общественности совсем на другое государство.

«Они не могут быть счастливы, потому что то, что происходит между этим и, если вы посмотрите на Сомали, они захватывают власть в Миннесоте», – традиционно не вполне внятно ответил Дональд Трамп.

Но уже тогда можно было догадаться – Миннесоте приготовиться. Причём серьёзно приготовиться.В последующие дни он продолжал распространять враждебную риторику в отношении сомалийского населения Миннеаполиса. И такие предупреждения стали звучать всё громче и из уст федеральных чиновников, которые общались с американской прессой на эту тему. Они утверждали: новая операция Иммиграционной и таможенной службы будет направлена конкретно против нелегальных сомалийских иммигрантов в Миннеаполисе и Сент-Поле, штат Миннесота. Эта община, одна из крупнейших в США, является одной из немногих, на которую президент обращал непосредственное внимание в течение многих лет.

В недавних нападках на сомалийскую общину президент США и его союзники часто ссылались на скандал с мошенничеством на сумму 300 миллионов долларов, связанный с некоммерческой организацией Feeding Our Future и программой по борьбе с COVID, направленной на предоставление бесплатного питания нуждающимся детям.

Как сообщает CNN, подавляющее большинство из примерно 70 человек, обвиняемых по этому делу, являются членами сомалийской общины «Штата хлеба с маслом».

По утверждению прокуратуры, обвиняемые создали сеть подставных компаний, связанных с организацией Feeding Our Future, чтобы использовать федеральную программу детского питания в своих целях, заявляя, что кормят тысячи детей в день, а на самом деле тратя деньги на покупку автомобилей класса люкс и недвижимости.

По данным Associated Press, 37 обвиняемых признали себя виновными. Пятеро из группы обвиняемых, суд над которыми проходил в 2024 году, были осуждены.

Трамп давил именно на этот факт, назвав Миннесоту «центром мошеннической деятельности по отмыванию денег», и объявил о планах отменить временный защитный статус для сомалийских граждан, проживающих в штате.

Обрушившись с критикой на сомалийских иммигрантов в Миннесоте, Трамп заявил, что они «обворовывают нашу страну и разрушают это некогда великое государство». Он описал Сомали как государство, в котором «нет законов, нет воды, нет армии, ничего нет».

Несколько дней спустя, Трамп завершил заседание кабинета министров заявлением о том, что он не хочет видеть сомалийских иммигрантов в Соединённых Штатах. Он назвал эту общину и конкретно члена Палаты представителей США от Демократической партии Ильхан Омар, тоже сомалийскую иммигрантку, представляющую Миннесоту, «мусором», который должен «вернуться туда, откуда приехал».

Мы подчеркнём, что не поддерживаем прямых оскорблений и унижения какого-либо народа, а лишь цитируем официальные высказывания главы Штатов.

Сомали также находилась в списке стран, на которые распространяется запрет на въезд в США, ещё во время первого срока Трампа.

При администрации Обамы несколько стран с мусульманским большинством населения, включая Сомали, были определены как «страны, вызывающие озабоченность» и подлежащие ограничениям на поездки. Сомали была добавлена в список для противодействия «растущей угрозе со стороны иностранных террористов-боевиков».

Поглощённая сомалийцами Миннесота

Согласно данным издания Minnesota Compass, в одном лишь штате Миннесота проживает более 79 тысяч сомалийцев, примерно 80% из которых живут в городах-побратимах Миннеаполис и Сент-Пол.Гражданам Сомали впервые был предоставлен временный защитный статус в 1991 году, когда страна погрузилась в хаос после свержения Мохамеда Сиада Барре. В 2013 году США официально признали правительство Сомали в Могадишо впервые за два десятилетия.

Согласно законодательству, Сомали сохраняет статус временной защиты (TPS) «из-за нестабильной обстановки и продолжающегося вооружённого конфликта, которые представляют серьёзную угрозу безопасности возвращающихся лиц».

Ильхан Омар, которую так не любит Трамп, комментируя агрессивные высказывания Трампа в адрес сомалийской общины, заявила: «Многие из этих людей, о которых мы говорим, построили свою жизнь. У них есть дома, у них есть бизнес, они являются активной частью наших сообществ, и мы хотим убедиться, что их новый дом останется для них домом навсегда».

Ненавистная Ильхан Омар

За яростную защиту выходцев из Сомали, Ильхан Омар совсем недавно подверглась нападению на публичном мероприятии в Миннесоте. Нападавший обрызгал Омар неизвестным веществом. Судя по всему, пока она отделалась лёгким испугом, но никто не знает, в какую историю она ещё может попасть.

Не просто так Трамп обрушивается с критикой именно на Омар. Эта женщина, представляющая пятый избирательный округ Миннесоты в Конгрессе, играет огромную роль в национальной политике и долгое время является объектом критики со стороны правых.

Трамп годами выделял её среди других, часто призывая своих сторонников на митингах скандировать: «Отправьте её обратно» в Сомали, где Омар родилась. Он называл Ильхан Омар «мусором», бездоказательно утверждал, что она вышла замуж за своего брата, и заявлял без предоставления доказательств, что она восхваляет исламистские террористические группировки.

Омар, родившаяся в 1982 году, эмигрировала в Соединённые Штаты в качестве беженки в возрасте 12 лет. Она бежала от гражданской войны в Сомали в лагерь беженцев по другую сторону границы, в Кении. В 1995 году её семья эмигрировала в Соединённые Штаты, жила в Вирджинии, а затем поселилась в Миннеаполисе, где сомалийские иммигранты создали местное сообщество.

В интервью Омар признавалась, что сталкивалась в школе с издевательствами. По её словам, другие дети приклеивали жвачку к её платку и сбрасывали девочку с лестницы.

Омар училась в Университете штата Северная Дакота, после чего вернулась в Миннесоту, где начала продвигаться по политической карьерной лестнице. В 2017 году она была избрана в Палату представителей штата. Два года спустя, в 2019 году, она стала одной из первых двух женщин-мусульманок, избранных в Конгресс, наряду с представителем от штата Мичиган, демократкой Рашидой Тлаиб.

Сторонники Омар утверждают, что она стала объектом пристального внимания недобросовестных критиков, которые якобы не могут смириться с тем, что мусульманка в хиджабе выступает в Конгрессе.

Республиканцы стали пристально изучать её финансовые документы, дабы, судя по всему, найти связь Омар с описанным нами ранее скандалом. Ясно, что и это, и яростные антимиграционные рейды ICE преследуют одну лишь цель – попытаться сбить с пьедестала неплохо укоренившуюся на своём месте Ильхан Омар, которая при любых обстоятельствах будет поддерживать и подпитывать сомалийское сообщество в штате. Это очевидное препятствие на пути к выполнению Трампом цели по выдворению мигрантов. Оттого о «приключениях» в Миннесоте мы ещё услышим.