Выяснилось, кто мог сливать молдавским спецслужбам информацию о пророссийской оппозиции
ЦОС ФСБ сообщил о задержании в Москве агента СИБ (Службы информации и безопасности) Молдовы. Задержанный дал признательные показания и назвал имя куратора, по заданию которого он собирал информацию о российской оппозиции. Ничего необычного: молдавских шпионов задерживали в РФ и ранее. Настоящим шоком для всех, кто близок к молдавской теме, стало имя задержанного. Им оказался адвокат Сергей Мишин - бывший советник по межэтническим отношениям экс-президента Молдовы Игоря Додона.

Об этом сообщили молдавские СМИ. Могу представить сейчас состояние тех моих коллег, которые довольно часто обращались к Мишину за комментариями по различным вопросам, касающимся российско-молдавских отношений. В своих выступлениях он критиковал правящий в Молдавии режим и всегда выступал с пророссийских позиций. Он имеет российское гражданство и с декабря прошлого года вполне легально находился в Москве.
Если информация о личности задержанного верна, то он сын известного левого молдавского политика Вадима Мишина, ныне покойного. В советское время Мишин-старший был на комсомольской работе и дорос до заведующего отделом ЦК комсомола Молдавии. Он также занимал высокий пост в МВД и имел звание генерал-майора полиции. После распада СССР Вадим Мишин вступил в Партию коммунистов республики Молдова (ПКРМ), был ближайшим соратником ее лидера, третьего президента независимой Молдавии Владимира Воронина. В течение 16 лет он был депутатом парламента республики, из них 5 – вице-спикером. После выхода из КПРМ в 2012 году Мишин-старший основал партию «Возрождение», стоящую на позициях «демократического социализма». Он умер в 2016 году. После смерти Вадима Мишина партию возглавил его сын, который в январе 2019 года был назначен на должность советника по межэтническим отношениям президента Игоря Додона.
Партия «Возрождение» выступает за то, чтобы русский язык стал одним из государственных языков Молдовы. В последние годы партия выступала в союзе с партией «Шор» и была членом блока «Победа». В августе прошлого года партия была отстранена от участия в парламентских выборах, как и весь блок в целом. Министерство юстиции Молдавии потребовало ее роспуска. Казалось бы, при таком раскладе Мишин должен был бы оказаться в РФ на положении политэмигранта, а не шпиона, но что-то пошло не так.
Служба информации и безопасности Молдавии отвергла обвинения в шпионской деятельности, что не удивительно. Однако сам фигурант подтверждает, что был завербован сотрудником СИБ. К тому же в его телефоне была обнаружена переписка с куратором. Задержанный утверждает, что сотрудник Службы информации и безопасности полковник Михаил Петрашко предложил ему предоставлять СИБ информацию об оппозиционных политических партиях Молдовы, и он дал согласие на сотрудничество и вербовку. Поскольку он гражданин РФ, то его обвиняют в «конфиденциальном сотрудничестве с иностранным государством», за что ему грозит до восьми лет тюрьмы.
- Происходит обычный процесс разоблачения агентуры зарубежных спецслужб, которая может маскироваться, может работать под прикрытием и политических советников президента, и кого угодно, – так прокомментировал «МК» задержание агента СИБ бывший сотрудник Министерства госбезопасности Приднестровья Дмитрий Соин. – Мы знаем немало случаев, когда элитная агентура имела высокий статус. Я не видел материалов дела и могу судить только со стороны. Но интерес молдавских спецслужб к Мишину понятен: это известный общественный деятель, сын крупного политика. Поэтому то, что к нему был «подход» со стороны спецслужб, меня не удивляет. А если он был задержан, значит, у органов госбезопасности РФ были на то основания. Значит, он действительно был завербован. Он дает признательные показания, и я не думаю, что он дает их под давлением. Очевидно, ему были предъявлены доказательства его противоправной деятельности. Я сам руководил управлением защиты Конституции МГБ ПМР и знаю, что политики и общественные деятели всегда находятся в поле интереса спецслужб. В тех условиях, в которых сегодня в Молдове находятся политики и общественные деятели, у спецслужб развязаны руки. Они могут шантажировать, запугивать, оказывать давление, принуждая к сотрудничеству. И в итоге люди идут на сотрудничество и начинают выполнять те или иные задания.
- Мы привыкли относиться к молдавским спецслужбам с известной долей иронии. Неужели СИБ - это такая могущественная организация?
- Все, что связано с Молдовой, зачастую воспринимается как анекдот и поэтому имеет место определенная недооценка ее возможностей. На мой взгляд, СИБ находится под полным контролем западных спецслужб. Практически все офицеры СИБ проходят обязательную переподготовку под руководством представителей спецслужб США, ЕС, Великобритании. Это даже особо не скрывается. Есть двусторонние договора по линии спецслужб по вопросам безопасности. Поэтому СИБ, на мой взгляд, это филиал западных спецслужб. Организация пользуется всеми техническими и иными возможностями кураторов и поэтому может быть достаточно эффективна.
- Получается, Мишин тоже был достаточно эффективен: он оказался в самом эпицентре оппозиционной деятельности в Молдавии и был благосклонно принят в РФ, получил трибуну в российских СМИ.
- Я этого человека знаю косвенно и пользуюсь только официальной информацией. Он был задержан, все официально задокументировано. Следовательно, для меня он агент спецслужб Молдовы. На вопрос: «мог ли он быть агентом?» я отвечаю: мог, потому что такие люди всегда являются объектами для вербовки и дальнейшего использования. Какие поручения он мог выполнять, сказать сложно. Следствие разберется. Самый главный вывод из этого – это то, что СИБ не перестает работать в РФ. Эта, казалось бы, микроскопическая спецслужба ставит перед собой такие амбициозные задачи, потому что она на самом деле является филиалом западных спецслужб, как и спецслужбы Украины.