А теперь и до последнего молдаванина? Зачем Молдавия спешит выйти из СНГ
На днях Молдавия начала процедуру отказа от соглашений, определяющих статус Молдавии в Содружестве Независимых Государств (СНГ), приступив к денонсации трех ключевых из них – Устава СНГ, Соглашения о создании СНГ и соответствующего приложения.
«После их официальной отмены наша страна юридически перестанет быть членом СНГ, хотя де-факто участие в организации было приостановлено еще раньше. Эти документы будут направлены в парламент для окончательного утверждения», – заявил в эфире «Радио Молдова» вице-премьер и глава МИД республики Михай Попшой, добавив, что положительное решение по этому вопросу ожидается к середине февраля, после чего на него должна наложить свою резолюцию президент Молдавии Майя Санду (которая, кстати, изо всех сил «топит» за присоединение к Румынии).
Официальный Кремль довольно сдержанно отреагировал на эту новость.
«Уже длительное время участие Молдавии в работе СНГ было в замороженном состоянии. Молдавия де-факто не принимала участие в работе. Было понятно, что рано или поздно наступит формализация этого замороженного состояния. Здесь можно лишь выразить сожаление. СНГ – это интеграционный формат, который за многие годы подтвердил и переподтвердил свою полезность для стран-участниц. Это работающий формат. Это хорошая площадка, на которой воззревают более продвинутые интеграции. В данном случае можно только выразить сожаление, что Молдавия продолжает свой курс на отрицание каких-либо отношений с Россией и интеграционными процессами, которые с ней связаны», – заявил по этому поводу пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков.
Однако, кроме сожаления, по этому поводу не худо бы испытывать и определенные опасения, считают эксперты, к которым обратилась «СП» с просьбой разъяснить, какие у этого процесса могут быть перспективы.
- Как показывает последний политический опыт, выход из СНГ обычно венчает собой уже полностью разрушенное сотрудничество между бывшей республикой СССР и Россией, – поделился своим мнением относительно намерений Молдавии политолог Богдан Безпалько.
- Сейчас у нас с Молдавией настолько отвратительные отношения, что давно пора, я считаю, говорить о том, что мы находимся с ней, фигурально выражаясь, в состоянии холодного конфликта. Например, совсем недавно наш МИД предупреждал о том, что граждан России в Молдавии подвергают унизительным процедурам, выдвигают ложные обвинения, сутками держат в аэропортах, затягивают досмотры таким образом, чтобы люди опаздывали на самолет и так далее.
Все это лишь венчание тех недружественных процессов и разрыва связей, которые шли между Молдавией и Россией последние годы. Это, так сказать, практически уже кульминационная точка, а не начало процесса.
«СП»: Чем это все чревато в глобальном смысле?
- Молдавия сейчас фактически находится на пороге двух значимых событий. Во-первых, это вступление в «горячий» конфликт с Российской Федерацией, к которому ее подталкивают некоторые особенно горячие головы. Во-вторых, отказ от собственного суверенитета в пользу слияния с Румынией, о чем недавно говорила президент страны Майя Санду.
Тормозят Молдавию, на мой взгляд, на этом чреватом пути только два момента. Первый заключается в том, что бывшая союзная республика пока еще опасается военного ответа со стороны Российской Федерации в ответ на агрессию против Приднестровья.
Второй состоит в том, что Кишинев все еще зависит от России в энергетическом плане, хотя уже сравнительно слабо. Полагаю, только это два соображения удерживают режим Санду от ускорения окончательного перевода страны на антироссийские рельсы.
«СП»: Для России такое поведение Молдавии может означать крушение каких-то надежд на восстановление так называемого русского мира?
- Я бы так не говорил. По моему мнению, рассуждать в подобном ключе уместно только в том случае, если на месте России находилось бы несколько арабских, тюркских и финских государств, и русский народ превратился бы в какое-нибудь национальное меньшинство, не превышающее по численности 1-2 миллиона человек.
Так что я лично не называл бы происходящее крушением каких-то надежд. Скорее, это очередной этап запущенного в 80-х годах прошлого века разрушения привычного мироустройства. Оно просто дошло до своей крайней точки и приобретает обвальный характер.
Но вместо старого постсоветского пространства начнет неизбежно формироваться какое-то новое, общерусское. Да, в рамках этого формирования есть опасность возникновения многих конфликтов, но велик шанс на то, что по итогу Приднестровье вкупе с Одессой и Николаевом может войти в состав России, а Молдавия – в состав Румынии, как уже бывало дважды – во времена Российской империи и во времена СССР. Только в первом случае правобережье Днестра контролировалось Османской империей, а во втором – все той же Румынией.
Очень многие геополитические процессы имеют свойство повторяться. Столкновения с Японией и Германией пришлось пережить и Николаю II, и Сталину. Сейчас мы видим, что Германия снова бросает нам вызов. Если отталкиваться от этого, то логично рассуждать и о повторении политических судеб Молдавии, Румынии и Приднестровья.
«СП»: Но если уж проводить подобные исторические параллели, то, наверное, стоит вспомнить и о том, сколько, образно выражаясь, попили русской кровушки вековые конфликты на Балканах. Не следует ли нам готовиться к какому повторению и этих событий?
- Если рассматривать ситуацию с Молдавией как часть происходящих в границах «больших Балкан» процессов, то можно говорить о том, что события в регионе начинают резко обостряться так, как всегда происходит накануне больших кризисов мирового масштаба, – считает политолог, обозреватель «Украина.ру» Владимир Зотов.
- Что касается поведения непосредственно Молдавии, то оно в первую очередь представляет для России явную прямую угрозу агрессии Кишинёва при поддержке нынешнего Киева против Приднестровья. То, что подобного не произошло да настоящего времени, фактически можно считать чудом, однако рано или поздно эта карта все-таки может быть разыграна.
Особенно на фоне того, что Украина однозначно терпит поражение на фронтах СВО, несмотря на относительно медленный темп продвижения российских войск, так что нападение на Приднестровье может дать ей определенный, по крайней мере – медийный, козырь.
В классических границах Балканского полуострова ситуация тоже складывается не в пользу России. Это касается прежде всего Сербии с постоянными уверениями сербского руководства в незыблемости курса наступления в Евросоюз на фоне явно недружественного поглощения дочки «Газпрома». Дела в Республике Сербской также не радужны. Там руководство боснийских сербов вынуждено было пойти на выборах на условиях Сараева и Запада. Продолжается многолетняя милитаризация и дальнейшая суверенизация сепаратистского Косово. Все это – явная и большая угроза национальным интересам России в регионе. Которую рано или поздно придется решать.
«СП»: Можно ли предполагать, в какой именно момент времени мы окажемся с этой необходимостью, так сказать, лицом к лицу?
- Если украинский конфликт продолжится с прежней интенсивностью, то даже достижение договоренности с нынешним Киевом о выводе ВСУ с территории Донбасса совершенно не гарантирует Приднестровье от будущего агрессивного поглощения Молдавии при прямом содействии Украины. Поэтому такая вероятность, по-хорошему говоря, должна учитываться в любых мирных договоренностях. Судьба Приднестровья не должна выноситься «за скобки» украинского кризиса, потому что агрессия в отношении республики может случиться уже в текущем году.
«СП»: Если продолжить проводить исторические параллели и вспомнить, что Балканы далеко не в первый раз становятся «спусковым крючком» мировых конфликтов, уместно ли рассуждать о том, что и на это раз политический пожар на полуострове имеет шансы перерасти в пламя мирового пожара?
- Для начала очередной мировой войны нынешние Балканы уже не так востребованы, потому что таких «спусковых крючков» в разных частях мира намного больше. Включая и те, которые находятся в непосредственной близости от наших границ.
Балканы — это просто традиционный кризисный регион, где основные политические, социальные и этнические противоречия не разрешаются десятилетиями, заметаясь под ковер. Скорее я бы говорил о том, что если действительно мировая обстановка будет накаляться вплоть до начала очередного мирового конфликта, то Балканы, несомненно, будут этим процессом поглощены одними из первых.