Десятки пленных террористов оказались на свободе на фоне боёв в арабской стране
Десятки заключенных боевиков ИГ* (ИГИЛ, т.н. "Исламское государство" - запрещённая в России террористическая организация) освобождены в Сирии на фоне столкновений между армией и силами, возглавляемыми курдами.

Обе стороны обвиняют друг друга в освобождении заключенных, пока президент Сирии стремится установить контроль над северо-востоком страны, пишет The Guardian.
Десятки заключенных из тюрьмы, в которой содержатся заключенные "Исламского государства"*, были освобождены в Сирии на фоне столкновений между возглавляемыми курдами Сирийскими демократическими силами (SDF, СДС) и связанными с правительством силами на северо-востоке страны.
На видеозаписях, опубликованных SDF, видно, как люди в черных балаклавах выводят из тюрьмы в Шаддади членов ИГ*. Они заявили, что потеряли контроль над зданием после нападения боевиков, связанных с правительством, в результате которого погибли или получили ранения десятки человек.
Сирийская армия подтвердила факт побега поздно вечером в понедельник и ввела полный комендантский час в Шаддади, сообщило государственное информационное агентство Sana. Но она отрицала нападение на тюрьму и обвинила в побегах СДС, заявив, что прочешет город в поисках боевиков.
Столкновения произошли менее чем через 24 часа после того, как президент Сирии Ахмед аль-Шараа заявил, что его правительство договорилось о прекращении огня с SDF и предпримет шаги по ликвидации десятилетнего контроля группировки над северо-востоком страны и кардинальному укреплению своего правления.
Внезапное поражение SDF на севере Сирии ставит под сомнение их способность сохранить контроль над тюрьмами и лагерями, в которых содержатся десятки тысяч мужчин и женщин, поддерживающих ИГ*, пишет The Guardian.
Также сообщалось о боевых действиях за пределами тюрьмы аль-Актан в Ракке, ранее удерживавшейся SDF, а две другие тюрьмы в городе - Таамир и центр содержания несовершеннолетних – по сообщениям курдских источников, были освобождены местными жителями. Сирийская армия заявила, что прибыла в Аль-Актан, чтобы обезопасить его, “несмотря на присутствие сил SDF внутри”.
Многие другие заключенные ИГ*, родом из 70 стран, включая Великобританию, содержатся дальше на северо-восток, в районах с преобладанием курдов, где многие были задержаны после территориального разгрома террористической группировки в 2019 году, отмечает The Guardian.
Остается неясным, кто освободил заключенных в Шаддади. СДС заявили, что вооруженные люди, участвовавшие в нападении, были “дамасскими группировками” и что несколько их бойцов были обезглавлены.
В заявлении говорится, что возглавляемая США коалиция по борьбе с ИГ* не отреагировала, несмотря на неоднократные обращения за помощью к расположенной неподалеку базе коалиции.
Возглавляемые курдами силы, поддерживаемые США, арестовали десятки тысяч людей, связанных с ИГ*, после разгрома группировки. Позже Вашингтон возложил ответственность за лагеря на своих курдских союзников, но по мере того, как американские войска сокращают численность, растет давление на новые власти Сирии, требующие, чтобы они взяли власть в свои руки.
Согласно тексту соглашения между SDF и Дамаском, администрация, ответственная за заключенных и лагеря ИГ*, а также силы, обеспечивающие их безопасность, должны быть объединены с сирийским правительством, которое возьмет на себя “полную юридическую ответственность и ответственность за безопасность” этих объектов.
Но этот план, который также является частью усилий по превращению возглавляемых курдами СДС в объединенную национальную армию, вызывает недоверие, поскольку многие курды опасаются, что правительство, возглавляемое бывшими мятежниками-исламистами, когда-то связанными с "Аль-Каидой"* (запрещённая в России террористическая организация), может ослабить контроль над сетями ИГ*.
Карьера джихадиста, а ныне сирийского президента аш-Шараа началась в Ираке после американского вторжения, где он был вовлечен в орбиту "Аль-Каиды"* через ее иракский филиал, предшественник ИГ*, напоминает The Guardian. Задержанный США в 2005 году, он укрепил свои связи с боевиками и встретился с Абу Бакром аль-Багдади, который позже отправил его в Сирию для создания "Джабхат ан-Нусры"* (запрещённая в России террористическая организация).
Группировка быстро окрепла, но в 2013 году отделилась от Багдади, что побудило аш-Шараа сначала открыто присоединиться к "Аль-Каиде"*, а затем разорвать эту связь в 2016 году, чтобы создать более локальное мятежническое движение, которое в конечном итоге превратилось в "Хайат Тахрир аш-Шам"* (запрещённая в России террористическая организация).
После свержения Башара Асада в декабре 2024 года новые лидеры Сирии изо всех сил пытались установить полную власть над страной. В марте было достигнуто соглашение, которое должно было объединить СДС с Дамаском, но оно не получило развития, поскольку обе стороны обвинили друг друга в нарушении соглашения.
Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, долгое время враждебно относившийся к SDF, в понедельник похвалил сирийскую армию за то, что она назвала “осторожным” наступлением с целью захвата удерживаемых курдами районов на северо-востоке страны.
“Тщательное руководство сирийской армией этой деликатной операцией... достойно похвалы. Несмотря на провокации, сирийская армия успешно прошла проверку, избегая действий, которые могли бы поставить ее в неловкое положение, когда она права”, - сказал он.
Турция рассматривает SDF как продолжение курдской военизированной рабочей партии Курдистана (РПК) и серьезную угрозу вдоль 900-километровой границы, которую она разделяет с Сирией.
“Принцип "одно государство, одна армия” необходим для стабильности“, - сказал Эрдоган, назвав прекращение огня и соглашение об интеграции "очень важным достижением для прочного мира и стабильности в Сирии”.
Он призвал к скорейшей реализации соглашения, заявив, что “нет оправданий для того, чтобы тянуть время. Эпоха террора в нашем регионе закончилась. Никто не должен просчитываться”.
*Запрещённые в России террористические организации.