Спецпредставитель Дмитриев посетит Давос на этой неделе

Обновлено в 17:25

Спецпредставитель Дмитриев посетит Давос на этой неделе
© BFM.RU

Спецпредставитель Кремля Кирилл Дмитриев посетит Давос на этой неделе, где встретится с командой Трампа, сообщает Reuters со ссылкой на источники.

Сегодня, 19 января, стартует Всемирный экономический форум в Давосе. В нем примут участие более 60 глав государств и правительств. Россию, в отличие от совета по Газе, не пригласили.

По данным западных СМИ, в Давосе Трамп и Зеленский могут заключить договор на 800 млрд долларов о восстановлении Украины после военного конфликта. Трамп допускал возможность такого контакта. Для Европы открылся еще и «Гренландский фронт». Евросовет объявил, что созовет внеочередной саммит ЕС в связи с ситуацией вокруг Гренландии. О неожиданном визите Дмитриева говорит политолог Георгий Бовт:

Георгий Бовт политолог, журналист «Дмитриев все-таки стоит несколько особняком от внешнеполитического истеблишмента России, если можно так выразиться. У него свои давно наработанные связи с представителями западных элит. Для того чтобы их поддерживать, в принципе хорошо быть в Давосе. Вне зависимости от того, кого ты там встретишь из украинской делегации, или Уиткоффа с Кушнером, или даже самого Трампа, вдруг в лобби столкнешься с ним, — это самодостаточное мероприятие для людей уровня Дмитриева. Для того чтобы поддерживать свой статус, реноме и связи, там надо быть независимо от того, какие там идут переговоры. Что касается переговоров по Украине, может быть, что-то там в кулуарах сварится новое, хотя у Дмитриева есть возможность летать к Уиткоффу во Флориду хоть каждую неделю. Но поскольку интенсивность встреч будет высока, то, может быть, какие-то полезные контакты будут и по этой теме, наверняка будут. Ждать того, что там смогут достигнуть окончательного результата в плане согласования всего того, что там наговорили и написали с Россией, ждать этого окончательного согласования, мне кажется, пока рано».

Ранее Трамп написал, что с 1 февраля в отношении Дании, Норвегии, Швеции, Франции, ФРГ, Великобритании, Нидерландов и Финляндии он введет пошлину в 10% на все отправляемые в США товары. Как будут действовать европейцы и не ушла ли на второй план Украина? Мнение эксперта Российского совета по международным делам, автора телеграм-проекта «Внешпол» Алексея Наумова:

Алексей Наумов эксперт Российского совета по международным делам, автор телеграм-проекта «Внешпол» «Безусловно, у Европейского союза нет рычагов давления на Дональда Трампа. Как раз ситуация с Гренландией очень ясно показывает, что у Брюсселя нет методов, которые будут эффективны против Дональда Трампа, не вызовут его гнев и не рискуют привести к его отказу от всякого рода поддержки Украины, в том числе разведданными и даже продажей оружия через ЕС. Так что европейцы будут находиться в состоянии этого раздрая, искать новый способ взаимодействия с Дональдом Трампом, потому что их предыдущий способ не сработал. Они полагали, что умасливание вкупе с затягиванием наиболее неудобных предложений Дональда Трампа может склонить его на их сторону. Они полагали, что Трамп подвержен влиянию последнего человека, с которым он общался. Но по факту мы видим, что у него есть стратегия, которая хоть и сопровождается порой противоречивыми заявлениями, но сама довольно последовательна. Украинский кризис отходит на второй план, потому что ЕС хотел поддерживать свою периферию, а в итоге оказывается, что он не может поддержать страну, которая входит в состав Европейского союза. Кроме того, мы видим, что всякого рода гарантии Дональда Трампа могут и не быть никакими гарантиями. Он может поменять свое мнение, если это не будет, с его точки зрения, отражать интересы США, а это не отражает, с его точки зрения, интересы США. Конфликт с Россией не является для Дональда Трампа желательным, наоборот, желательным является как минимум нейтралитет, как максимум — примирение, потому что это, как считает президент США может зафиксироваться в дальнейшем, когда он уже уйдет от власти. Поэтому я думаю, что Украина здесь играет не очень удачной колодой. Как сказал американский президент, у Зеленского карт нет, единственная его надежда — это сам Дональд Трамп. А он считает, судя по последним заявлениям, именно Зеленского виновным в затягивании конфликта. Я думаю, что контакт делегаций возможен, но в рамках этого контакта скорее Дональд Трамп будет говорить, а украинцам будет предложено слушать, а не наоборот».

По данным Financial Times, страны ЕС рассматривают введение ответных пошлин на американские товары на сумму 93 млрд евро, чтобы дать европейским лидерам рычаги влияния на встречах с президентом США в Давосе.

Ранее Трамп написал в своей соцсети, что НАТО уже 20 лет говорит Дании о необходимости «убрать российскую угрозу от Гренландии». «Дания ничего не смогла с этим поделать. Теперь это будет сделано», — написал Трамп. Он заявил, что раз не получил Нобелевскую премию мира, то «больше не чувствует обязанности думать только о мире» и хочет получить Гренландию. Об этом президент США написал премьеру Норвегии, письмо опубликовал журналист PBS News Ник Шифрин.

На передовицах зарубежной прессы — заявления Трампа вокруг Давоса, по Гренландии и реакция европейцев на них. Дания решила не ехать на форум в Давосе, потому что там будет Трамп, претендующий на Гренландию, пишет Bloomberg.

Германия заявляет, что Трамп перешел все границы, пригрозив Европе пошлинами из-за поддержки Дании в защите острова. По словам министра финансов Германии Ларса Клингбайля, «мы постоянно сталкиваемся с новыми провокациями, с новым антагонизмом, которого добивается президент Трамп, и здесь мы, европейцы, должны ясно дать понять, что предел достигнут».

Немецкий журнал Bild называет заявления Трампа о Гренландии «безумными» и констатирует: за резкой формулировкой скрывается серьезная проблема для Европы. По данным таблоида, в Брюсселе обсуждаются различные варианты давления на США, включая использование американского госдолга и финансовых механизмов. Однако европейские чиновники полны опасений, что такие резкие шаги нанесут ущерб прежде всего самой Европе, которая глубоко интегрирована в долларовую систему.

Британская The Guardian отмечает, что борьба за Арктику — это не только вопрос территорий, но и контроль над будущими логистическими маршрутами и редкоземельными ресурсами. Новые возможности, которые дарит Гренландия, могут изменить баланс сил в мировой экономике.

Французская Le Monde пишет, что Арктика становится зоной «нового геополитического эгоизма» и США предпринимают резкие действия, все меньше оглядываясь на союзников и все меньше ориентируясь на их мнение. По версии Le Monde, Евросоюз пока не выработал единой стратегии в Арктике и вынужден реагировать постфактум на инициативы Вашингтона.

Британская The Times обращает внимание на реакцию Берлина на споры вокруг Гренландии. Берлин, по данным газеты, не рассматривает вариант закрытия американских военных баз на своей территории, включая крупнейшие объекты в Рамштайне и Штутгарте, несмотря на предположения о возможных радикальных шагах. Вместо этого в Берлине обсуждается возможность повышения арендных платежей за размещение военной инфраструктуры США — такой шаг позволил бы Берлину показать свое недовольство действиями Вашингтона. Такое поведение немцев The Times называет «духом сдержанного сопротивления».

В колонке для The Washington Post журналист Саймон Никсон перечисляет резкие реакции европейских лидеров на заявления Трампа о Гренландии по причине того, что требования американского лидера «представляют собой вопиющее посягательство на самые заветные принципы международного порядка, основанного на правилах». «Однако глубина эмоциональной реакции также отражает то, насколько агрессия Трампа выявила собственную слабость Европы», — отмечает он. Как всегда в Европе, задача будет заключаться в том, чтобы выработать единую позицию, а сейчас ее нет, констатирует Саймон Никсон, добавляя, что европейцы надеются на раскол во внутренней политике США после вероятного проигрыша республиканцев на выборах в конгресс в ноябре этого года.