Сообщено о планах целой страны навсегда отказаться от глобального Интернета
Иран планирует навсегда отказаться от глобального Интернета, утверждают активисты. В их отчете утверждается, что неограниченный онлайн-доступ будет "привилегией правительства", предоставляемой только лицам, проверенным властями.

По словам иранских активистов за цифровые права, Иран планирует навсегда отказаться от глобального Интернета, разрешив подключаться к Интернету только лицам, прошедшим проверку со стороны властей, пишет The Guardian.
“Разрабатывается конфиденциальный план по превращению международного доступа в Интернет в ”государственную привилегию", - говорится в отчете организации Filterwatch, занимающейся мониторингом интернет-цензуры в Иране, со ссылкой на ряд источников в Исламской Республике. – Государственные СМИ и представители правительства уже дали понять, что это постоянный сдвиг, предупредив, что неограниченный доступ не вернется после 2026 года”.
По словам Амира Рашиди, руководителя Filterwatch, в соответствии с этим планом иранцы, имеющие допуск к секретной информации или прошедшие государственную проверку, получат доступ к отфильтрованной версии глобального Интернета. Всем остальным иранцам будет разрешен доступ только к национальному Интернету: внутренней параллельной сети, отрезанной от остального мира.
Продолжающееся отключение Интернета в Иране началось 8 января после 12 дней эскалации антиправительственных протестов. Тысячи людей были убиты, хотя демонстрации, похоже, замедлились под давлением со стороны властей, отмечает The Guardian.
Из-за блэкаута, который является одним из самых серьезных отключений Интернета в истории, продолжающегося дольше, чем отключение Интернета в Египте в 2011 году во время протестов на площади Тахрир, из страны поступает лишь ограниченная информация. Представитель правительства, как сообщается, сообщил иранским СМИ, что международный интернет будет отключен, по крайней мере, до Новруза, персидского нового года, который отмечается 20 марта.
Бывший сотрудник Госдепартамента США, занимавшийся вопросами интернет-цензуры, сказал, что идея о том, что Иран может попытаться навсегда отключиться от глобального Интернета, “правдоподобна и пугающа”, но и обходится дорого: “Не исключено, что они собираются это сделать, но, учитывая развитие ситуации, экономический и культурный эффект будет действительно огромным. И они могут переигрывать”.
Рашиди сказал: “Похоже, власти довольны нынешним уровнем подключения к Интернету, и они считают, что такое отключение помогло им контролировать ситуацию”.
Нынешнее отключение интернета в Иране The Guardian называет кульминацией 16-летних усилий по укреплению контроля властей над Интернетом в стране. Одна из сторон этих усилий заключается в создании сложной системы фильтрации интернет–трафика, позволяющей немногим избранным получить доступ к глобальному Интернету и блокирующей всех остальных - практика, известная как внесение в белый список.
Этот белый список, вероятно, был внесен благодаря технологиям, экспортируемым Китаем, заявили исследователи, специализирующиеся на иранском Интернете. Это становится возможным благодаря высокопроизводительным промежуточным блокам - устройствам, которые подключаются к сетевым кабелям для мониторинга интернет-трафика и управления им. Системы, доступные в настоящее время в продаже, могут быть расширены, чтобы позволить властям проверять интернет–трафик целых стран - шпионить за отдельными пользователями, а также блокировать веб-сайты, протоколы и некоторые инструменты VPN.
“По сути, в каждой сети есть оборудование для цензуры, и правительство может препятствовать подключению в обоих направлениях”, - утверждают активисты.
Другой стороной этого является национальный интернет Ирана, доступ к которому возможен только внутри страны, отмечает The Guardian. Он позволяет всем иранцам пользоваться несколькими веб-сайтами и приложениями, специально созданными режимом, включая иранские службы обмена сообщениями, поисковые системы, навигационные приложения и сервис потокового видео, аналогичный Netflix. Он находится под наблюдением и практически не имеет связей с более широким спектром Интернета.
Иран работает над созданием национального Интернета с 2009 года, после того как власти ненадолго отключили Интернет во время массовых протестов после переизбрания Махмуда Ахмадинежада и поняли, что массовое отключение повлечет за собой огромные издержки. “Они буквально просто отключили интернет, не задумываясь. Они никогда не делали этого раньше, - заявили исследователи. – И это, по сути, перевернуло весь Интернет, а также нанесло серьезный ущерб многим вещам с их стороны”.
К 2012 году иранского правительство учредило Высший совет по киберпространству и приступило к планированию создания внутреннего Интернета. Со временем власти начали совершенствовать свои меры по отключению Интернета – во время протестов 2012 года они заблокировали ряд сервисов, но оставили работать другие экономически ценные сервисы.
В последующие 10 лет иранские власти использовали метод “кнута и пряника”, чтобы заставить онлайн–компании, банки и интернет–провайдеров перенести свою ключевую инфраструктуру - центры обработки данных и офисы - внутрь страны, сообщили исследователи. Власти предоставили налоговые льготы тем, кто согласился, и запретили работать в Иране тем, кто отказался.
В 2015 году группа исследователей использовала биткоин для покупки серверного пространства в Иране и начала сканировать пространство IP-адресов страны - диапазон адресов, выделенных устройствам в сети.
По словам исследователей, на которых ссылается,The Guardian, Иран создавал внутренний Интернет, полностью изолированный от внешнего мира, используя те же протоколы для подключения внутренней сети к корпоративному офису или дому.
“Это похоже на то, что когда вы находитесь в своем офисе, у вас есть файловые серверы или системы управления персоналом, которые, если вы пойдете в кафе, вы не сможете до них дозвониться, потому что они находятся во внутренней сети. Невозможно проложить маршрут наружу”, - сказал один из исследователей.
Ирану это удалось. Национальный интернет работал на протяжении всего периода протестов и сейчас стал единственным способом выхода в Интернет для большинства иранцев. Вероятно, он будет развиваться, но остается недоступным для внешних пользователей и не подключенным к Интернету в целом.