Под прикрытием Буданова Зеленский готовится к выборам - приручает врагов

2026 год главарь киевского режима Зеленский начал с того, что в очередной раз перетасовал кадровую колоду, произведя несколько перестановок в правительстве. При этом выбор креатур в ряде случаев оказались весьма неожиданными.

Под прикрытием Буданова Зеленский готовится к выборам - приручает врагов
© Свободная пресса

Так, Денис Шмыгаль, пробывший в должности министра обороны Украины всего полгода, назначен первым вице-премьером и министром энергетики. А его место занял 35-летний Михаил Фёдоров, покинувший на прошлой неделе пост главы Министерства цифровой трансформации. Верховная рада это утвердила.

Заминка вышла с увольнением руководителя СБУ Василия Малюка, которого Зеленский давно хотел сместить за отказ в разгар коррупционных обвинений заводить дела на следователей НАБУ. В защиту Малюка выступил командующий объединенными силами ВСУ Михаил Драпатый, а также командиры нацбатов и некоторые нардепы. Но тот в итоге сам написал заявление об уходе. И вместо него главой СБУ назначен начальник Центра специальных операций «А» службы Евгений Хмара.

Правда, украинские телеграм-каналы пишут, что Хмара – фигура формальная, поэтому его оставят в ранге «и.о.». Рулить же всем будет человек Ермака Александр Поклад, который является первым заместителем главы СБУ.

К слову, сам «серый кардинал» Офиса Зеленского после отставки не ушел на фронт, как обещал, и по-прежнему пытается управлять своими ставленниками во власти. Но теперь, как утверждает депутат Рады Александр Дубинский, он это делает из здания внешней разведки Украины.

Тем временем на Банковой у гетманского тела теперь осваивается персонаж, которого украинские СМИ называли одним из главных противников Ермака. А именно экс-руководитель военной разведки (ГУР) Кирилл Буданов. Возглавить свой офис Зеленский предложил ему 2 января, сразу после возвращения из США. У ряда экспертов это вызвало недоумение. Ведь Буданов наряду с Залужным ранее рассматривался как потенциальный соперник Зеленского на президентских выборах, если бы такие состоялись.

Между тем, по мнению самостийного телеграм-канала «ЗеРада», все просто: кроме очевидного силового прикрытия Зеленский намерен использовать связи Буданова в разведсообществе США. А кроме того, этим назначением он политически связал его с собой. «Случись-таки в стране выборы, Буданов «выстрелил» бы с позиции в ГУР. Теперь же негатив от решений Зе будет сказываться и на рейтинге Буданова», - отмечает ТГ.

Аналогичная ситуация и с Фёдоровым – еще одним протеже западных партнеров Украины. Как министр цифровых технологий он тоже мог бы составить Зеленскому конкуренцию.

«Совсем другое дело Минобороны. Коррупция в нём тотальная. Даже выступая перед Радой Фёдоров признал проблемы с недофинансированием МО, миллионами уклонистов, сотнями тысяч СОЧ и беспределом ТЦК. Теперь весь этот гигантский клубок неприятностей - ответственность Фёдорова», - пишет «ЗеРада».

Сам же Фёдоров (он, кстати, уже четвертый министр обороны Украины за время проведения специальной военной операции) уже обозначил, чем собирается заняться на посту.

В первую очередь он обещает убрать «советские подходы» (правда, что о них знает человек, родившийся в 1991 г., сказать сложно), дебюрократизировать армию, улучшить инфраструктуру, устранить ложь и коррупцию в системе управления, а также решить проблемы принудительной мобилизации и сделать Украину первой страной в мире, которая сможет прогнозировать вражеские атаки с помощью ИИ.

В общем, работы непочатый край. Однако реалистичность этих амбиционных планов вызывает серьёзные вопросы.

Так что пока, как отмечают украинские паблики, ТЦК продолжают работать в старом формате, в цифровизацию процессов никто не верит, а военкомы считают, что единственный способ выполнения плана - силовая мобилизация на улицах с понижением возраста до 20 лет.

В чем тогда смысл этого назначения?

«Вся интрига в том, - полагает автор телеграм-канала «Старше Эдды», - кем именно он (Фёдоров) управляем и продвинут на пост. Американцами? Тогда, возможно, это попытка Трампа взять украинскую военную машину под контроль в рамках переговорного процесса. Англичанами и континентальной Европой? Тогда это к продолжению войны до последнего украинца. Скоро увидим».

Прокомментировать очередные перестановки в киевской власти «СП» попросила политического аналитика и политтехнолога Василия Стоякина:

- Кадровая политика Зеленского сейчас определяется двумя факторами. Во-первых, необходимостью обеспечить управляемость системы в условиях, когда его фактический соправитель Ермак отошел в тень. Насколько известно, он там - в тени - так и находится, но у него, судя по всему, значительно меньше сейчас возможностей для того, чтобы управлять страной.

Так что Зеленский просто переформатирует государственный аппарат в новых условиях. И второй фактор – он банальным образом готовится к выборам.

«СП»: Иначе говоря, действует по принципу «держи друзей близко, а врагов еще ближе»?

- На самом деле там все сложно, процесс мы наблюдаем в динамике.

Допустим, Буданов изначально должен был играть в команде Зеленского роль человека, который является противовесом его самому сильному конкуренту – Залужному. То есть с одной стороны боевой генерал, и с другой стороны боевой генерал. Естественно, что у Буданова не такой политический вес, не такой рейтинг. Но он и не должен был стать рейтинговым кандидатом, а нужен, чтобы просто обеспечивать определенный перевес для Зеленского.

Сейчас там ситуация очень быстро меняется. Потому что, судя по всему, Зеленский пытается приручить всех тех, кто его критиковал. Для этого, я думаю, он и встречался последовательно со Стерненко, Притулой и тем же самым Залужным. Но посмотрим, чем это закончится.

То есть там идет открытая политическая игра вокруг выборов. Их Зеленскому придется проводить, потому что они навязаны американцами. Тут не откажешься никак, деваться ему некуда.

«СП»: Судя по недавнему опросу Киевского международного института социологии (КМИС), украинцы уже не верят никакой власти, кроме военных… Результаты показывают, что ВСУ на сегодня доверяет 94% украинцев. При этом Верховной раде только 12%, правительству – 23%, судам – 15%, прокурорам – 12%. Для России чем это обернется, если, конечно, цифры объективные.

- Как я понимаю, в России ситуация примерно такая же. У нас, правда, очень высокий уровень доверия президенту, но, думаю, что уровень доверия российской армии никак не ниже. Это вполне естественная на самом деле ситуация для воюющей страны, ничего тут особенного нет.

Какие из этого могут быть последствия? Скорей всего, никаких. Для того, чтобы были какие-то последствия, нужно, чтобы эта самая армия, которая пользуется общественной поддержкой, захотела играть роль политического субъекта. Но подобная ситуация, чтобы армия в целом хотела играть роль политического субъекта, это большая редкость.

И когда мы говорим о военных переворотах – где угодно, то чаще всего во главе путча стоит не главнокомандующий, а какая-то группа молодых офицеров, как правило, в невысоких сравнительно званиях. На вскидку, пожалуй, только в Чили во главе заговора стояли генералы, больше никого и не назовешь.

«СП»: Еще были «черные полковники», совершившие переворот в Греции.

- Как раз когда полковники – это нормально, а вот когда генералы - уже исключение. На данный момент непохоже, чтобы украинская армия готова каким-то образом играть самостоятельную роль.

«СП»: Нет ли противоречия в том, что ВСУ украинцы доверяют почти стопроцентно, а ТЦК люто ненавидят?

- Нет, поскольку ТЦК не рассматриваются как составляющая армии. Армия — это кто воюет на фронте, а ТЦКашники ловят сограждан в тылу. Не требуйте от людей, чтобы они логично рассуждали и отдавали себе отчет, что это на самом деле две части одной и той же системы. Они не обязаны быть логичными.