Рамблер
Все новости
Личный опытНовости путешествийРынкиЛюдиИсторииБезумный мирБиатлонВ миреПриродаПрофессииПорядокЗОЖВоспитаниеЧто делать, еслиГаджетыМузыкаФинансовая грамотностьФильмы и сериалыНовости МосквыСтиль жизниНоутбуки и ПКГосуслугиПитомцыБолезниОтношенияКиноКредитыОтдых в РоссииФутболПолитикаПомощьСемейный бюджетИнструкцииЗдоровое питаниеТрудовое правоСериалыСофтВкладыОтдых за границейХоккейОбществоГероиЦифрыБезопасностьРемонт и стройкаБеременностьКнигиИнвестицииЛекарстваПоиск работыЛайфхакиАктерыЕдаПроисшествияЛичный опытНаучпопКрасотаМалышиТеатрыВыгодаПродуктивностьМебель и декорБокс/MMAНаука и техникаЗаконыДача и садПсихологияОбразованиеВыставки и музеиШкольникиКарты и платежиАвтоспортПсихологияШоу-бизнесЗащитаДетское здоровьеПрогулкиКарьерный ростБытовая техникаТеннисВоенные новостиХоббиРецептыЭкономикаБаскетболТрендыИгрыАналитикаТуризмКомпанииЛичный счетНедвижимостьФигурное катаниеДетиБиатлон/ЛыжиДом и садШахматыЛетние виды спортаЗимние виды спортаВолейболОколо спорта
Личные финансы
Женский
Кино
Спорт
Aвто
Развлечения и отдых
Здоровье
Путешествия
Помощь
Полная версия

Зачем Трампу Гренландия?

На днях президент США Дональд Трамп в очередной раз напомнил о своем интересе к Гренландии. По информации газеты New York Post, контроль над островом станет мощным сигналом России и Китаю, а также будет основой «доктрины Трампа, идея которой состоит в том, чтобы не только продемонстрировать силу, но и обеспечить стране стратегические преимущества. Подробнее о том, почему внимание всего мира приковано к крупнейшему в мире острову, читайте в материале MIR24.TV.

Гренландия находится к северо-востоку от Северной Америки, омывается Атлантическим и Северным Ледовитым океанами. Площадь острова примерно в четыре раза больше Франции или Испании, порядка 60% его территории расположено в пределах Полярного круга, а около 83% покрыто ледниками.

В американской прессе есть множество статей, рассказывающих о скрытной борьбе, которую ведут США за доступ к Арктике, отправляя в регион ледоколы для исследования богатой ресурсами ледяной тундры. Эксперты считают, что на сегодняшний день Вашингтон слишком зависим в плане поставок редкоземельных металлов, которые добываются в Арктике и Азии и необходимы для производства широкого спектра электроники: от мобильных телефонов до оружия массового поражения.

«Есть две основные причины [для аннексии Гренландии], — заявил NYP внештатный научный сотрудник центра «Атлантический совет Алекс Плитсас. — Первая — наличие в Гренландии крупных залежей редкоземельных элементов, которые необходимы для критически важных оборонных предприятий и производства электроники. Вторая причина: Гренландия имеет законные права на Арктику, что увеличивает стратегическое значение контроля над этой территорией и укрепляет позиции США в условиях растущей конкуренции за навигацию и ресурсы.

Также, по словам Плитсаса, синтетические элементы полезных ископаемых, созданные в лабораториях, «не так эффективны, что делает США уязвимыми в сфере оборонного производства, поскольку в последние годы напряженность в отношениях с Китаем продолжает расти. Конкуренция за Арктику, по мнению эксперта, обострилась из-за изменения климата, которое привело к таянию ледников.

«Потепление сделало навигацию в Арктике более свободной. Ранее доступ к этим ресурсам был практически невозможен, — резюмировал Плитсас.

Амбиции президента США не нашли поддержки в Дании и вызвали панику среди европейских политиков. Министр иностранных дел Дании Ларс Лекке Расмуссен вскоре отправится в Вашингтон, чтобы обсудить с госсекретарем США Марко Рубио обострившуюся ситуацию вокруг Гренландии. Желание Трампа получить контроль над датской автономией, по данным СМИ, повергло премьер-министра Дании Метте Фредериксен в шок.

Между тем, правительство Гренландии хотело бы самостоятельно вести переговоры и развивать сотрудничество с зарубежными странами: премьер-министр Муте Эгеде на днях заявил, что Гренландия не продается. Вскоре Трамп потряс и ЕС, и НАТО: лидер США не стал исключить возможность применения военной силы для захвата Гренландии, на которую распространяются многие из их гарантий, поскольку Дания является членом обеих организаций. Более того, в 1951 году между Вашингтоном и Копенгагеном (в дополнение к союзническим обязательствам по североатлантическому альянсу) было подписано соглашение о защите Гренландии, в соответствии с которым США взяли на себя обязательство оборонять остров от возможной агрессии.

Отметим, что в состав Дании Гренландия официально вошла в 1953 году, десятилетие спустя там было введено местное самоуправление. В 2009 году права автономии были расширены: местная администрация получила право самостоятельно распоряжаться природными ресурсами, а государственным языком стал гренландский.

С военной точки зрения дело обстоит немного проще. США (так или иначе) используют территорию Гренландии как минимум с середины прошлого века: она прикрывает кратчайший морской путь в Старый Свет, а также воздушное пространство со стороны северной части России. На северо-западе острова расположена авиабаза Питуффик, которая является самой северной американской военной базой (а во времена холодной войны она была важной частью стратегического противостояния с СССР).

Нельзя не принимать во внимание и тот факт, что Трамп впервые заговорил о покупке Гренландии еще в 2019 году (во время своего первого президентского срока). Сейчас он уверен: остров перейдет под контроль Вашингтона «так или иначе. А спецпосланник США по Гренландии Джефф Лэндри уже заявил, что «Копенгаген владеет островом незаконно. Премьер-министр Дании Метте Фредериксен, в свою очередь, уверена, что возможный переход Гренландии под контроль США приведет к распаду НАТО.

«Если Соединенные Штаты атакуют другую страну НАТО, все прекратится — включая сам альянс и безопасность, которая обеспечивалась с конца Второй мировой. … Нельзя просто так захватить часть чужой территории. Но, к сожалению, американский президент настроен серьезно, — заявила премьер-министр Дании Метте Фредериксен.

Что будет дальше?

«Не исключено, что успех операции в Каракасе даст главе Белого дома больший стимул к решительным действиям, — заявил MIR24.TV военный эксперт Виктор Литовкин. — Как он уже сказал, его полномочия как верховного главнокомандующего ограничиваются исключительно его собственной моралью, а не нормами международного права.