«Совершенно безумные» мечты Трампа о добыче полезных ископаемых в Гренландии налетели на реальность

Нетронутые минеральные богатства Гренландии помогли острову занять первое место в списке желаний президента Дональда Трампа по созданию империи. Окружение Трампа рассматривает подземные богатства Гренландии как способ ослабить контроль Китая над редкоземельными металлами, которые необходимы для производства всего - от истребителей и лазеров до электромобилей и магнитно-резонансных томографов.

«Совершенно безумные» мечты Трампа о добыче полезных ископаемых в Гренландии налетели на реальность
© Московский Комсомолец

“Нам нужна Гренландия … Сейчас это имеет стратегическое значение”, - сказал Трамп журналистам на борту самолета Air Force One ранее в этом месяце, напоминает CNN.

“Мы собираемся что-то предпринять в отношении Гренландии, нравится им это или нет. Если мы не сделаем это простым способом, мы сделаем это трудным путем”, - заявил Трамп в пятницу на пресс-конференции с руководителями нефтяных компаний.

Хотя Трамп недавно преуменьшил значение природных ресурсов Гренландии, его бывший советник по национальной безопасности Майк Уолц в интервью телеканалу Fox News в 2024 году заявил, что администрация сосредоточила внимание на Гренландии “на важнейших полезных ископаемых” и “природных ресурсах”.

Но реальность такова, что принадлежность Дании Гренландии - это не то, что мешает Соединенным Штатам воспользоваться сокровищами острова. Все дело в суровых условиях Арктики, констатирует CNN.

Исследователи говорят, что добыча полезных ископаемых в Гренландии – чрезвычайно сложное и дорогостоящее мероприятие, поскольку многие месторождения полезных ископаемых острова расположены в отдаленных районах за Полярным кругом, где полярный ледяной покров толщиной в милю и большую часть года царит темнота.

Кроме того, Гренландии, самоуправляющейся территории Дании, не хватает инфраструктуры и рабочей силы, необходимых для воплощения мечты о добыче полезных ископаемых в реальность, продолжает CNN.

“Идея превратить Гренландию в американскую фабрику по добыче редкоземельных элементов - это научная фантастика. Это просто безумие, - утверждает Малте Хамперт, основатель и старший научный сотрудник Арктического института. – С таким же успехом вы могли бы вести добычу на Луне. В некоторых отношениях это хуже, чем на Луне”.

Несмотря на название («зеленая земля»), примерно 80% территории Гренландии покрыто льдом. А добыча полезных ископаемых — да и практически всего, что угодно, — в Арктике может быть в пять-десять раз дороже, чем в других частях планеты, отмечает CNN.

Интерес Трампа к Гренландии не нов, и он не первый президент США, который стремится заполучить остров. Однако поразительное вмешательство Трампа в дела Венесуэлы и его решение взять под контроль огромные нефтяные богатства южноамериканской страны вновь привлекли внимание к его интересу к Гренландии.

Вероятность того, что Соединенные Штаты установят контроль над какой-либо частью Гренландии, выросла примерно до 40% по сравнению с примерно 20% в середине 2025 года, указывает CNN.

Конечно, между ситуациями в Венесуэле и Гренландии есть существенные различия. Гренландия не только является территорией союзника Дании по НАТО, но и, в отличие от Венесуэлы, очень открыта для бизнеса, который может там работать, и имеет долгую историю политической стабильности. В течение многих лет, если не десятилетий, власти Гренландии добивались прямых иностранных инвестиций. Жители Гренландии говорят, что они уже открыты для деловых возможностей без какой-либо враждебности.

“Я не вижу необходимости в захвате Гренландии. Мы открыты для инвестиций и сотрудничества с американцами, - сказал в телефонном интервью CNN управляющий директор Гренландской бизнес-ассоциации Кристиан Келдсен. – Зачем вам говорить что-то вроде "захватить власть в стране", когда вы можете получить то, что хотите, просто ведя себя прилично?”

По мнению экспертов, привлечение американского бизнеса к работе в Гренландии может оказаться фантастикой.

“Если бы на краю радуги в Гренландии был ”горшок с золотом", частный бизнес уже отправился бы туда", - отмечает Якоб Фанк Киркегор, старший научный сотрудник Института международной экономики Петерсона. Однако Функ Киркегаард, который ранее работал в Министерстве обороны Дании, сказал, что просто “очень сложно” обосновать очень крупные первоначальные инвестиции, которые потребуются.

Вполне возможно, что Трамп пытается предоставить финансовые стимулы и гарантии, чтобы побудить американские компании к масштабным инвестициям.

“При наличии достаточного количества долларов налогоплательщиков частный бизнес был бы готов пойти практически на все”, - комментиррует Фанк Киркегор. “Но является ли это хорошей основой для покупки территории? В Гренландии ответ отрицательный, как и в Венесуэле”.

Климатический кризис привел к таянию льдов и быстрому повышению температуры в Арктике, что вселило в некоторых людей надежду на новые экономические возможности.

Однако пока рано говорить о том, что этого будет достаточно для решения экологических проблем, связанных с добычей полезных ископаемых в Гренландии. В то время как таяние льдов открыло некоторые морские пути, оно также сделало грунт менее устойчивым для бурения и повысило риск оползней.

“Изменение климата не означает, что это легко. Это не Средиземное море и не ваша ванна. Просто там меньше замерзает лед”, - отмечает Малте Хамперт из Арктического института.

В связи с этим, строгие экологические нормы Гренландии увеличат расходы и затруднят широкомасштабную добычу полезных ископаемых. Конечно, эти правила отражают желание местного населения сохранить окружающую среду в первозданном виде. Если администрация Трампа каким-то образом отменит эти правила, это может оказаться крайне непопулярным.

“В конечном итоге вы можете столкнуться с враждебной местной политической ситуацией”, - предупреждает Фанк Киркегор.

Для продажи Гренландии Соединенным Штатам, скорее всего, потребуется референдум, указывает CNN. Однако опрос, опубликованный в январе 2025 года, показал, что только 6% выступают за вхождение Гренландии в состав Соединенных Штатов. Подавляющее большинство гренландцев, 85%, заявили, что не хотят, чтобы это произошло.

Адам Лайонесс, заведующий кафедрой канадской и арктической политики в Университете Святого Франциска Ксавьера, заявил, что “странная риторика” о захвате Гренландии может подорвать экономические и стратегические цели официальных лиц США, нанеся ущерб отношениям с Гренландией и Данией: “Соединенные Штаты больше не рассматриваются как друг и партнер, а как хулиган, которому следует противостоять”.

В какой-то степени это, возможно, уже происходит, подчеркивает CNN. Келдсен, исполнительный директор Гренландской бизнес-ассоциации, предупреждает, что официальные лица США рискуют испортить отношения с местным населением. “На данный момент все американское является тревожным сигналом”, - сказал он. “Все задаются вопросом: ”Поддерживаю ли я, чтобы кто-то захватил власть в моей стране?"