Американский президент сделал ряд резких заявлений в адрес сразу нескольких стран

США в любом случае получат контроль над Гренландией, иначе это сделают Россия и Китай. «Если удастся сделать это по-хорошему, то отлично. Если нет — мы сделаем это более жестким способом», — заявил Трамп журналистам. Оборона Гренландии, по его словам, состоит из двух собачьих упряжек.

Американский президент сделал ряд резких заявлений в адрес сразу нескольких стран
© BFM.RU

Члены американской администрации планируют встретиться с датскими чиновниками в среду по поводу ситуации с Гренландией, сообщил телеканал CBS со ссылкой на диписточники. Возможна некая операция в отношении Гренландии (по данным СМИ, Трамп обсудит ее со своим окружением 13 января).

Европейцы критикуют заявления относительно Гренландии, которые создают неопределенность внутри НАТО, признал министр обороны Швеции Пол Йонсон. Группа европейских стран во главе с Великобританией и Германией обсуждает планы военного присутствия на острове, добавляет Bloomberg. Германия, по данным агентства, предложит создать совместную миссию НАТО для защиты Арктического региона.

Высказался Трамп и об Иране: по его словам, Тегеран запросил переговоры с Вашингтоном, но, возможно, Штатам придется начать действовать до встречи. На фоне массовых протестов Трамп отметил: «Похоже, Иран пересекает красную линию: были убиты люди, которых не следовало убивать, а иранские власти правят с помощью насилия».

На этом фоне Украина отходит на второй план. Продолжает директор Института мировой экономики и международных отношений РАН Федор Войтоловский:

— Это правый консервативный глобализм, своего рода переиздание доктрины Рейгана, только в новом качестве, Трамп весьма последователен. Причем началось это с торговой политики, с миграционной политики, а теперь перешло на внешнюю и военную политику. В том, что касается Ирана, это тоже последовательная позиция правых республиканцев, нацеленная на смену режима в Тегеране. Мы видим, что Трамп отказался от совместного всеобъемлющего плана действий по иранской ядерной программе. Мы видим совместную операцию Израиля и США против Ирана, удары по иранским ядерным объектам. И мы видим, что сейчас в связи с политическими волнениями в Иране позиция Соединенных Штатов будет ужесточаться, давление на Тегеран будет усиливаться, и это совершенно очевидно. Гренландия — это своего рода политический хайп. Все прекрасно понимают, что ни на какое серьезное обострение с европейскими союзниками по НАТО из-за Гренландии США не пойдут. Это проброс давления и на Данию, и, кстати, не только на Данию, но и на Евросоюз в целом относительно того, насколько готовы прогибаться под американским давлением и Евросоюз, и его члены. Главная цель, я думаю, это размещение дополнительных американских воинских контингентов в Гренландии, этого Трамп сравнительно легко добьется. В годы холодной войны на территории Гренландии были размещены достаточно серьезные американские силы, включая ядерное оружие. Я думаю, что к чему-то вроде этого Вашингтон и стремится.

— В этой связи еще, конечно, очень интересен вопрос Украины. Она таким образом как-то сейчас пока отходит на второй план в контексте интересов США?

— Трамп и его администрация, видимо, поняли, что конфликт на Украине не имеет быстрых решений, он не даст эффекта, необходимого во внутриполитической сфере и в международных делах, связанного с его быстрым разрешением. Трамп готов искать какие-то решения конфликта на Украине, ведя диалог со всеми сторонами и демонстрируя свой статус в качестве брокера международно-политического процесса, связанного с завершением конфликта на Украине и выбором формы этого завершения.

Еще президент США посоветовал Кубе сотрудничать с Вашингтоном, «пока не поздно». «В течение многих лет Куба жила за счет больших объемов нефти и денег из Венесуэлы. В ответ Куба предоставляла «услуги безопасности» для двух последних венесуэльских диктаторов, но больше этого не будет. Большинство этих кубинцев мертвы после атаки США на прошлой неделе, и Венесуэле больше не нужна защита от бандитов и вымогателей, которые держали их в заложниках много лет», — написал Трамп в своей соцсети Truth Social. Также он опубликовал сгенерированное изображение, где курит сигару на фоне кубинского флага.

«Больше никакой нефти или денег не пойдет на Кубу», — добавил Трамп. Заодно он опубликовал скриншот, где рядом с именем Трампа указана новая должность — «и.о. президента Венесуэлы».

Возросшую и многовекторную активность американской администрации оценивает политолог Павел Дубравский:

Павел Дубравский политолог, руководитель «Дубравский консалтинг» «Я вижу несколько причин, почему Трамп сегодня меняет внешнюю политику США. Последние почти 20 лет США занимались Ближним Востоком, начиная с Джорджа Буша — младшего. То, как Джозеф Байден, например, проводил политику в Латинской Америке, называли провалом, причем это консенсус со стороны обеих партий и большинства экспертов. Это первая причина, почему была проведена операция в Венесуэле. Не столько чтобы приобрести нефть, газ и полезные ископаемые, но чтобы дать сигнал Китаю, что это наш задний двор, как принято говорить у США, Южная Америка, поэтому туда ни в коем случае не лезьте. В первую очередь это необходимость перенаправить интересы на тот регион, где США в последнее время были очень мало представлены. Есть и второе объяснение — коалиция правых государств, на самом деле не совсем правых. Президента Чили можно назвать правоцентристом, Хавьер Милей в Аргентине — либертарианец, Найиб Букеле в Сальвадоре скорее центрист, авторитарный лидер, и у него нет четко выраженных взглядов и идеологий, но он входит в этот союз. Потом смена режима в Боливии, в Никарагуа, в Гондурасе. США пытаются создать свою коалицию доверенных государств и стран, с которыми они могут работать. Третья причина — это глобальное противостояние Китаю, потому что Трамп понимает, что у него остался год до промежуточных выборов в США, где конгресс, скорее всего, уходит к демократам как минимум на уровне палаты представителей. А значит, часть законопроектов у него будет просто заморожена, по внешней политике это его будет сильно ограничивать. Вот это тоже подталкивает его менять политику. И еще роль играет изоляционизм. Они вышли сейчас из 66 организаций, которые под ООН находятся, и в целом сокращают свое участие. История с Гренландией — это потенциальный вопрос, а нужно ли вообще НАТО или не нужно, потому что это конфликт с членам организации, с Данией. И я думаю, что Трамп пытается выдержать следующую политику: США стараются заниматься только Западным полушарием, а в другие регионы не лезть. Время одной большой силы прошло, приходит время блоков. И США понимают, что лучше быть главными в своем блоке в Западном полушарии, чем пытаться, как раньше, распылять ресурсы и пытаться командовать всем миром».

Трамп пригрозил заблокировать участие Exxon Mobil в проектах в Венесуэле после того, как глава компании Дэррен Вудс назвал страну «непригодной для инвестиций» на встрече в Белом доме.