Рамблер
Все новости
Личный опытНовости путешествийРынкиЛюдиИсторииБезумный мирБиатлонВ миреПриродаПрофессииПорядокЗОЖВоспитаниеЧто делать, еслиГаджетыМузыкаФинансовая грамотностьФильмы и сериалыНовости МосквыСтиль жизниНоутбуки и ПКГосуслугиПитомцыБолезниОтношенияКиноКредитыОтдых в РоссииФутболПолитикаПомощьСемейный бюджетИнструкцииЗдоровое питаниеТрудовое правоСериалыСофтВкладыОтдых за границейХоккейОбществоГероиЦифрыБезопасностьРемонт и стройкаБеременностьКнигиИнвестицииЛекарстваПоиск работыЛайфхакиАктерыЕдаПроисшествияЛичный опытНаучпопКрасотаМалышиТеатрыВыгодаПродуктивностьМебель и декорБокс/MMAНаука и техникаЗаконыДача и садПсихологияОбразованиеВыставки и музеиШкольникиКарты и платежиАвтоспортПсихологияШоу-бизнесЗащитаДетское здоровьеПрогулкиКарьерный ростБытовая техникаТеннисВоенные новостиХоббиРецептыЭкономикаБаскетболТрендыИгрыАналитикаТуризмКомпанииЛичный счетНедвижимостьФигурное катаниеДетиБиатлон/ЛыжиДом и садШахматыЛетние виды спортаЗимние виды спортаВолейболОколо спорта
Личные финансы
Женский
Кино
Спорт
Aвто
Развлечения и отдых
Здоровье
Путешествия
Помощь
Полная версия

Оценены возможности Евросоюза и НАТО помешать гренландским поползновениям Трампа

Между трампистскими США и напуганными европейскими сателлитами расширяется трещина, из которой веет арктическим холодом Гренландии, на которую положил свой алчный взгляд хозяин Белого дома. Но что могут сделать ЕС и НАТО, чтобы помешать Трампу заявить свои права на Гренландию?

© AP

Администрация Трампа неоднократно заявляла, что США необходимо получить контроль над Гренландией, обосновывая свои претензии “с точки зрения национальной безопасности” и предупреждая, что она “что-то предпримет” с этой территорией, “нравится им это или нет”, напоминает The Guardian.

Это ставит ЕС и НАТО в неприятную и унизительную позу. Гренландия, считающаяся самоуправляющейся частью Дании, не является членом альянса, в отличие от Дании; в то время как на арктический остров распространяются натовские гарантии благодаря членству Дании в агрессивном западном блоке.

Европейские лидеры решительно отстаивают суверенитет, территориальную целостность и право Гренландии и Дании принимать решения по касающимся их вопросам, но у них пока нет четкой стратегии, как сдерживать Трампа или реагировать, если он все же предпримет какие–либо шаги.

Вот некоторые из вариантов, которые видит The Guardian.

Европейские правительства во главе с послом Дании в США Йеспером Меллером Серенсеном и послом Гренландии Джейкобом Исбосетсеном начали лоббировать интересы американских законодателей в надежде, что им удастся отговорить президента Трампа от его территориальных притязаний на остров.

Дипломатические инициативы также будут направлены на решение проблем безопасности США – во-первых, подчеркивая, что существующий американо-датский оборонный договор от 1951 года, обновленный в 2004 году, и так допускает массовое расширение американского военного присутствия на острове, включая создание новых баз.

В послании, адресованном непосредственно республиканцам за пределами окружения Трампа, они также подчеркнут, что, как выразилась премьер-министр Дании Метте Фредериксен, нападение США на Гренландию, в результате которого один член НАТО выступит против другого, будет означать “конец НАТО”.

Если говорить более конкретно, то, как сообщается, послы НАТО на прошлой неделе в Брюсселе согласились с тем, что трансатлантическому альянсу следует увеличить военные расходы в Арктике, развернув больше военной техники и проведя больше масштабных учений, чтобы помочь развеять опасения США по поводу безопасности.

Хотя заявления Трампа о том, что в Гренландии якобы “повсюду полно китайских и российских кораблей”, явно преувеличены, дипломаты считают, что какой-то согласованный шаг Запада по укреплению внешней безопасности Гренландии мог бы стать наименее болезненным выходом из кризиса.

Официальные лица ЕС заявили, что это может быть сделано по образцу операции НАТО Baltic Sentry, начатой в прошлом году для обеспечения безопасности инфраструктуры в Балтийском море, и операции Eastern Sentry, которая расширила концепцию для более широкой защиты восточного фланга Европы от беспилотных летательных аппаратов и других угроз.

Далее The Guardian рассуждает о возможности применения санкций в отношении США. Теоретически ЕС – рынок с населением в 450 миллионов человек – обладает значительными экономическими рычагами воздействия на США и может угрожать ответными мерами, начиная от закрытия американских военных баз в Европе и заканчивая запретом на покупку европейцами государственных облигаций США, указывает The Guardian.

Наиболее широко рекламируемая санкция - это инструмент ЕС по борьбе с принуждением, или “торговая базука”, который дает Европейской комиссии право не допускать американские товары и услуги на рынок ЕС, применять тарифы, лишать их прав интеллектуальной собственности и блокировать их инвестиции.

Но для этого потребовалось бы согласие национальных правительств стран блока на его использование, на что они, не желая наносить экономический ущерб блоку и стремясь сохранить поддержку США в украинском вопросе, вряд ли пойдут, даже столкнувшись с угрозой введения Трампом торговых тарифов, признает The Guardian.

Европа полагается на американские технологические компании во всех областях, отметил Жан-Мари Геэнно, бывший высокопоставленный чиновник ООН: “Будь то защита данных, искусственный интеллект или обновление программного обеспечения, в том числе для обороны, Европа остается во власти доброй воли Америки”.

Более того, чтобы любая угроза экономических санкций была эффективной, Трамп должен был бы поверить, что она реальна, а это, по крайней мере пока, явно не так, констатирует The Guardian.

Экономика Гренландии в значительной степени зависит от ежегодных субсидий Дании, общая сумма которых в прошлом году составила около 4 млрд датских крон (около 530 млн евро), что покрывает примерно половину государственных расходов огромной территории и составляет около 20% ее ВВП.

Обещания Трампа “инвестировать миллиарды” могут быть поддержаны ЕС в попытке вырвать остров, который, как полагают, на каком-то этапе в недалеком будущем, скорее всего, проголосует за независимость от Дании, из экономических тисков США.

Согласно сентябрьскому проекту предложения Еврокомиссии, с 2028 года ЕС может удвоить свои обязательства перед Гренландией, чтобы соответствовать ежегодному гранту Дании, в то время как остров также может подать заявку на получение финансирования ЕС в размере до 44 млн евро для отдаленных территорий, ассоциированных с ЕС.

Хотя Вашингтон, возможно, может предложить на миллиарды больше, чем Брюссель, гренландцы, завоевав независимость, могут опасаться оказаться открытыми для хищных американских корпораций и не захотят терять свою систему социального обеспечения в скандинавском стиле.

На все вышеперечисленное потребуется время. Более того, неясно, будут ли гренландские амбиции Трампа удовлетворены договорами или усилением безопасности в Арктике: “владение” островом было “психологически необходимо для успеха”, заявил президент США газете New York Times.

В статье для влиятельного аналитического центра Bruegel Морено Бертольди и Марко Бути утверждают, что правительства ЕС должны “активно защищать Гренландию от экспансионизма США”, добавляя: “У ЕС есть потенциал быстрого развертывания, и его следует активизировать".

По их словам, в соответствии с соглашением с Копенгагеном и Нууком, европейские войска должны быть размещены на острове “в знак приверженности Европы территориальной целостности Гренландии”. Хотя это и не предотвратило бы аннексию Гренландии Соединенными Штатами, это значительно усложнило бы ситуацию.

“Хотя в вооруженной конфронтации не было бы необходимости, зрелище того, как США берут в плен войска своих ближайших союзников, подорвало бы доверие к США, запятнало бы их международную репутацию и оказало бы сильное влияние на американскую общественность и Конгресс”, - утверждали они.

Представитель правительства Германии заявил на прошлой неделе, что Берлин работает над планом, “включающим европейское сдерживание” на случай, если США попытаются захватить Гренландию, в то время как министр иностранных дел Франции Жан-Ноэль Барро в прошлом году озвучил перспективу размещения французского военного контингента, отмечает The Guardian.

Потенциал быстрого развертывания ЕС является основой для быстрого развертывания до 5000 военнослужащих из нескольких различных государств-членов под командованием ЕС для реагирования на кризисные ситуации за пределами блока. Эксперты и некоторые политики считают, что это может изменить расчеты США.

“Никто не верит, что война между США и ЕС желательна или что в ней можно победить, - сказал немецкий депутат Европарламента от "Зеленых" Сергей Лагодинский. - Но военные действия США против ЕС будут иметь разрушительные последствия для сотрудничества в области обороны, рынков и глобального доверия к США”.

Это может заставить Трампа дважды подумать, заключает The Guardian.