Гренландский вопрос подвел трансатлантическое единство к краху
В Европе не могут найти противоядия против Трампа в вопросе Гренландии. Наверное, впервые в истории трансатлантическое единство так близко подошло к краху. Не понимая, как отвечать на громкие заявления Трампа о готовности полностью подчинить себе остров, европейцы рисуют сценарии, которые еще совсем недавно были фантастическими.
Трамп в отношении Гренландии прямолинеен. "Я хотел бы заключить соглашение по Гренландии легким способом, - сказал президент США. - Иначе мы это сделаем трудным способом. Тот факт, что датчане высадили там лодку 500 лет назад, не означает, что они владеют этой землей".
Вашингтон, по крайней мере на словах, готов и купить остров, и захватить его. Европа в панике от такой постановки вопроса. Министр иностранных дел Швеции Мария Мальмер Стенергард заявила, что к словам Трампа о Гренландии надо относиться со всей серьезностью. "Теперь это уже не просто слова американской администрации, мы видим, что они готовы действовать быстро. Мы видели это в Венесуэле, - сказала она. - Следует исходить из того, что Трамп доводит до дела свои обещания".
На самом острове становиться американцами не хотят. Лидеры пяти основных политических партий выступили с заявлением против присоединения к США и осудили заявления Вашингтона. "Мы хотим подчеркнуть наше желание прекратить презрительное отношение США к нашей территории, - указали гренландские политики. - Мы не хотим быть американцами, мы не хотим быть датчанами, мы хотим быть гренландцами". Они уверены, что "будущее Гренландии должно быть определено гренландским народом, а "никакие другие страны не могут вмешиваться в это".
Интересно и заявление министра иностранных дел Гренландии Вивиана Моцфельдта, который отметил, что остров "должен сам вести переговоры с США". Уже на этой неделе в Гренландию прибудет госсекретарь Марко Рубио. И хотя на его встрече с гренландцами будет присутствовать и глава МИД Дании Ларс Лёкке Расмуссен, все понимают, что мнение Дании и стоящих за ней европейцев американцы учитывать не будут.
Европейские столицы, конечно, говорят о готовности защитить Гренландию, но все предлагаемые ими варианты пока выглядят беспомощными. Как пишет Financial Times, у европейских стран "нет стратегии для предотвращения подкупа жителей Гренландии или принуждения автономии к отсоединению от Дании".
У европейских стран нет стратегии для предотвращения подкупа жителей Гренландии
Как отмечает The Telegraph, на столе в Брюсселе уже лежит план по введению санкций против США. В первую очередь европейцы хотят нанести экономический удар по технологическим гигантам, а также банкам и финансовым компаниям. В качестве наиболее радикального шага рассматривается вопрос полного запрета для них на работу в Европе. Впрочем, зная темперамент Трампа, введение подобных рестрикций вряд ли остановит его от притязаний на Гренландию, а лишь раззадорит и развяжет руки для дальнейшего давления на Европу.
Еще одним вариантом ответа является якобы отказ европейцев от содержания американских военных баз в Европе. Это, мол, ограничит возможности США, в том числе и на Ближнем Востоке. Но и эта угроза выглядит эфемерной. Трамп сам неоднократно заявлял о намерении уменьшить американский военный контингент на континенте. Приоритеты президента США сейчас находятся в другом полушарии.
По данным британских СМИ, Лондон обсуждает с европейским союзниками, в частности с Парижем и Берлином, возможность размещения войск в Гренландии. Речь идет о направлении на остров сухопутных контингентов, кораблей, самолетов. Вот только те же Лондон и Париж очень хотят направить своих солдат и на Украину в рамках оккупационных контингентов "коалиции желающих". Хватит ли им солдат, чтобы разместить их еще и в Гренландии? А самый главный вопрос - если на острове высадится американский десант, готовы ли будут европейцы открыть огонь?
Как пишет Politico, европейские политики, вернувшиеся из отпусков, "обнаружили перед собой совершенно новый, шокирующий мир". "Первая неделя 2026 года обнажила паралич и бессилие европейского руководства реагировать на действия американского президента, который с гордостью заявляет, что единственное, что может его остановить, - это его собственное "моральное мировоззрение", - отмечает издание.