"Если немцы считают Трампа сумасшедшим, то они ошибаются", - предупреждает Роберт Хабек, в недавнем прошлом - вице-канцлер Германии и министр экономики и защиты климата (в кабинете Олафа Шольца). Высказывание прозвучало в ходе интервью, посвященного планам американского президента относительно Гренландии. Хабек, работающий ныне аналитиком в Датском институте международных исследований, считает эти планы вполне реалистичными и поэтому крайне опасными для Европы и Североатлантического альянса.
На главный вопрос интервью (подкасту "Table Today"): "Может ли НАТО распасться из-за Гренландии" - немецкий политик дал однозначно утвердительный ответ. "Если одно государство НАТО отбирает территорию у другого государства НАТО, то альянс, по сути, теряет основу для существования", - категоричен Хабек. Точно такого же мнения, напомним, придерживается и премьер-министр Дании.
"Если Соединенные Штаты решат военным путем атаковать другую страну НАТО, тогда все прекратится, в том числе и наше участие в НАТО, а значит, и система безопасности, которая существовала со времен окончания Второй мировой войны", - заявила на днях глава датского правительства Метте Фредериксен.
Для справки: риторика Дональда Трампа, связанная с его притязаниями на принадлежащий Дании остров, в последние дни претерпела резкое ужесточение. Трамп практически открыто угрожает применить силу для решения "гренландского вопроса".
Дословно хозяин Белого дома заявил следующее: "Мы что-то предпримем по поводу Гренландии, нравится им это или нет. Я бы предпочел заключить сделку, но если мы не сделаем это простым способом, мы сделаем это жестким способом... Если мы этого не сделаем, Россия или Китай захватят Гренландию, а мы не хотим иметь Россию или Китай в качестве соседей".
Впрочем, даже теперь многие в Европе считают перспективы силового захвата Гренландии Соединенными Штатами и, соответственно, американо-датского (и весьма вероятного в этом случае американо-европейского) вооруженного противостояния бредом, абсурдом, у которого нет ни малейших шансов стать реальностью. Тем, что "не может быть, потому что не может быть никогда".
Однако, по версии Хабека, Трамп отнюдь не бредит. Все серьезно. "За этим стоят вполне реальные соображения в области политики безопасности и военного дела, которые нельзя просто игнорировать, говоря: "Трамп есть Трамп“, - говорит политик, указывая на то, что корни американских территориальных претензий уходят глубоко в историю.
Намерение прибрать к свои рукам Гренландию Соединенные Штаты начали выказывать сразу же после приобретения Аляски (1867 год). Одной из целей этого плана было "окружение" Канады, дабы принудить ее к более тесному альянсу с США.
Попытки взять остров под свой контроль предпринимались американцами за прошедшие полтора века неоднократно. А в последние десятилетия у этой тяги появилась новые основания: из-за таяния арктических льдов вследствие глобального потепления интерес к острову резко возрос. И не только со стороны Америки.
"Мы ожидаем, что судоходство в районе Северного полюса станет возможным - по крайней мере, в летние месяцы - в течение следующих 15 лет", - говорит Хабек. Это существенно, в разы сократит путь из Тихого океана в Атлантический. К этому надо добавить освобождающиеся от ледника богатые месторождения полезных ископаемых. Ну, то есть в ближайшем будущем Гренландия и ее окрестности станут без преувеличения одним из ключевых, стратегически важных регионов мира.
Выбирая между столь лакомым куском и НАТО, Трамп вполне может пренебречь альянсом. "Дональд Трамп не большой поклонник международных союзов, мы это знаем, – подчеркивает Хабек. - Его роль защитника западных демократий в лучшем случае, второстепенна. Украину он поддерживает исходя из деловых интересов, а не из солидарности с борьбой за свободу. Его отношения с НАТО в лучшем случае носят тактический характер".
В виду этого Роберт Хабек обращается к европейцам с призывом выработать свою арктическую политику, "определить европейскую Арктику". Впрочем, воевать за арктический суперостров с Америкой политик Европу все-таки не призывает. И вероятность самой битвы за Гренландию, судя по всему, тоже не считает такой уж большой. Поскольку Соединенные Штаты могут добиться своего и другими способами.
Ключевым фактором в этом споре Хабек считает позицию самих гренландцев. Пока они не склонны менять метрополию, скандинавскую модель социального обеспечения на американскую, при которой образование и здравоохранение финансируются преимущественно из частных источников. Но это может быстро измениться.
"Если завтра Гренландия решит: "Мы хотим принадлежать США" или "Мы хотим, чтобы датчане покинули нашу страну, хотим быть независимыми" - они смогут это сделать, - резюмирует Хабек. - Это совершенно бесспорно. Тогда никаких дискуссий больше не будет".