«Пометочку сделала»: политолог оценил влияние захвата танкера на отношения между Россией и США

Российское судно «Маринера» было захвачено военно-морскими силами США в нейтральных водах Атлантического океана. Как считает политолог Алексей Макаркин, история скоро замнется, однако российская сторона сделает выводы… 

«Пометочку сделала»: политолог оценил влияние захвата танкера на отношения между Россией и США
© Московский Комсомолец

© AP

Одним из первых на происшествие отреагировало Министерство транспорта РФ. Согласно заявлению Минтранса, инцидент произошел около 15 часов по московскому времени 7 января, когда американский десант высадился на борт танкера в открытом море за пределами территориальных вод каких-либо государств, после чего связь с судном была утеряна.

Ведомство подчеркнуло, что судно получило временное разрешение на плавание под государственным флагом РФ 24 декабря 2025 года на основании российского и международного права. «Никакое государство не имеет права применять силу в отношении судов, надлежащим образом зарегистрированных в юрисдикциях иных государств», — заявили в министерстве

Напомним, что история противостояния вокруг танкера началась двумя неделями ранее у берегов Венесуэлы, где судно, тогда носившее название Bella 1 и ходившее под флагом, по данным разных источников, Панамы или Гайаны, попыталась перехватить американская береговая охрана.

Сообщается, что судно ранее попало под санкции США за перевозку иранской нефти. Экипаж отказался подчиниться требованиям следовать в порт США и начал уходить от преследования. В ходе погони моряки нанесли на борт флаг России. Вскоре судно было официально переименовано в «Маринеру» и внесено в Российский морской регистр судоходства, запросив и получив у порта Сочи временную российскую регистрацию.

Несмотря на смену юрисдикции и призывы России прекратить преследование, американские военные корабли продолжали погоню через Атлантический океан. Захват был осуществлен примерно в 200 километрах к юго-востоку от исландского побережья. 

По информации СМИ, из 28 членов экипажа большинство составляют граждане Украины, также на борту находятся шесть граждан Грузии и двое россиян. МИД России также подтвердило наличие россиян на борту и призвало не препятствовать их скорейшему возвращению домой. Однако пресс-секретарь Белого дома Кэролайн Левитт заявила, что экипаж «Маринеры» может быть доставлен в США для судебного разбирательства, так что судьба российских граждан пока остается под вопросом. 

В связи с захватом танкера расходятся мнение о том, что это станет очередным камнем преткновения в отношениях между США и Россией. Более того, под вопросом может оказаться и продолжение мирного диалога по Украине. Однако, как считает политолог Алексей Макаркин, Москва предпочтет замять эту историю: 

«Судя по самой первой реакции России (заявление от Министерства транспорта РФ по этому поводу), Москва не хочет идти на конфликт с США и Дональдом Трампом. Видимо, она рассматривает это событие в контексте политики Трампа в целом: американской операция в Венесуэле, когда был схвачен президент Николас Мадуро, и нового варианта доктрины Монро. 

Конечно, Россия выступила с протестом. Конечно, она явно недовольна тем, что произошло. Однако именно это событие вряд ли станет основанием для того, прекращать диалог с американцами. В этот диалог уже достаточно много вложено усилий с обеих сторон. 

На самом деле, перспективы диалога с Соединенными Штатами по Украине зависят от того, насколько приемлемым для России будут предложения американцев. Не корабль, а фактор приемлемости предложения, то есть более масштабные вопросы». 

Однако, как отметил политолог Алексей Макаркин, ключевой эффект произошедшего — психологический. Это событие, считает он, стоит рассматривать не только в рамках венесуэльского контекста: это может быть элементом общей стратегии давления Дональда Трампа на Россию. «История с танкером важна не самим фактом захвата, а тем, что Вашингтон проигнорировал позицию Москвы по этому вопросу», — заявил Макаркин.

Эксперт связал этот случай с другими шагами американской администрации: санкциями против российских нефтяных компаний, отказом от сделок по продаже активов, давлением на Индию и подготовкой вторичных санкций. «То есть Трамп в ряде случаев ведет себя достаточно жестко, и это тоже надо учитывать. Так что диалог по Украине между двумя странами будет продолжаться, но он будет более сложным, чем в прошлом году. Россия себе очередную пометочку сделала», — подытожил политолог.