Похищенный президент Мадуро не признал себя виновным в суде
Свергнутый президент Венесуэлы Николас Мадуро не признал себя виновным по обвинениям в торговле наркотиками, оружием и наркотерроризме в понедельник, через два дня после его похищения американским спецназом по приказу Дональда Трампа в ходе операции, которая вызвала шок во всем мире.

Краткость и формальность слушания по предъявлению обвинения в федеральном суде Манхэттена – всего 30 минут, в течение которых Мадуро попросили назвать свое имя и подтвердить, что он понимает суть четырех выдвинутых против него обвинений, – противоречили далеко идущим последствиям действий США, отмечает The Guardian.
Пока Мадуро и его жена Силия Флорес выступали перед судом в нижнем Манхэттене, Совет безопасности ООН проводил экстренное заседание всего в нескольких милях от этого места – там десяток стран осудили “преступление агрессии” США, а генеральный секретарь Антониу Гутерриш предположил, что операция представляет собой нарушение международного права.
Выкраденный американцами 63-летний Мадуро заявил федеральному судье Элвину Хеллерстайну, что он “по-прежнему является президентом своей страны”, был незаконно “захвачен” в своем доме в Каракасе и является “военнопленным”.
“Я невиновен. Я невиновен. Я порядочный человек”, - сказал Мадуро по-испански во время неоднократных попыток перекричать судью.
Когда он вошел в зал суда, закованный в кандалы на лодыжках, но не на запястьях, он посмотрел в сторону скамьи присяжных. Прежде чем сесть, Мадуро сказал собравшимся в галерее “С новым годом!” по-английски.
Мадуро был одет в оранжевые тапочки, голубую рубашку поверх неоново-оранжевой рубашки и бежевые брюки. На протяжении всего слушания он делал пометки в блокноте, пишет The Guardian.
Ему предъявлены четыре обвинения в совершении федеральных преступлений, в том числе в сговоре с “наркотерроризмом”, сговоре с целью ввоза кокаина и хранении пулеметов и взрывных устройств. Максимальное наказание по каждому из этих обвинений - пожизненное заключение.
Впервые ему было предъявлено обвинение в 2020 году вместе с 14 членами его ближайшего окружения в рамках масштабного дела о незаконном обороте наркотиков, возбужденного против венесуэльских чиновников и колумбийских партизан, напоминает The Guardian.
Адвокат защиты Барри Поллак не стал сразу ходатайствовать об освобождении под залог, но заявил, что позже подаст ходатайство, ссылаясь на “похищение военными”, которому, по его словам, подвергся его клиент.
Силия Флорес, первая леди Венесуэлы, также была захвачена в плен в ходе предрассветного рейда в субботу, в ходе которого погибли по меньшей мере 40 человек, включая гражданских лиц и сотрудников венесуэльских и кубинских служб безопасности. Ее адвокат Марк Доннелли заявил, что женщина получила “серьезные травмы во время похищения” и ей потребовалось медицинское обследование на предмет “серьезных ушибов” на ребрах.
Флорес, у которой на виске и лбу были большие пластыри, заявила, что она “абсолютно невиновна”.
Ранее пара была доставлена в суд под усиленной охраной из печально известного центра заключения в Бруклине, где ранее находились соратница Джеффри Эпштейна Гислейн Максвелл, мексиканский наркобарон Хоакин “Эль Чапо” Гусман и певец Дидди.
В тюрьме также когда–то содержался бывший президент Гондураса Хуан Орландо Эрнандес, который был осужден по обвинению в контрабанде наркотиков в 2024 году – Трамп помиловал его в прошлом месяце, напоминает The Guardian.
Мадуро и Флорес были доставлены на вертолете для краткого перелета на Манхэттен, затем в сопровождении вооруженных до зубов сотрудников правоохранительных органов были посажены в бронированный автомобиль и доставлены в здание суда, где снаружи произошли столкновения между враждующими группами сторонников и противников Мадуро.
Сюрреалистическое зрелище 63-летнего президента суверенного иностранного государства в зале суда США, частично скованного кандалами и одетого в синюю рубашку поверх неоново-оранжевой тюремной формы и брюки цвета хаки, напоминает процесс над панамским лидером Мануэлем Норьегой в 1991 году и публичный процесс над иракским лидером в 2006 году Саддамом Хусейном, отмечает The Guardian.
Уголовное обвинение, обнародованное в субботу генеральным прокурором США Пэм Бонди, перекликается с заявлениями Трампа о том, что американское одностороннее военное вмешательство в Венесуэлу было необходимо якобы для пресечения потока наркотиков в США.
“Мадуро и его сообщники на протяжении десятилетий сотрудничали с некоторыми из самых жестоких и плодовитых наркоторговцев и наркотеррористов в мире и полагались на коррумпированных чиновников по всему региону, чтобы поставлять тонны кокаина в США”, - утверждается в обвинительном заключении.
Удары, нанесенные американскими военными по предполагаемым “ лодкам наркоторговцев” за несколько месяцев до субботнего рейда в Венесуэле, привели по меньшей мере к гибели 110 человек, что заставило некоторых экспертов-юристов задаться вопросом, не являются ли эти нападения военными преступлениями.
Но Трамп также оправдал похищение Мадуро как способ для США завладеть “украденной” нефтью из Венесуэлы и пообещал, что США будут “управлять” Венесуэлой в обозримом будущем, в то время как американские энергетические компании возьмут под контроль богатые запасы нефти в стране.
В Венесуэле сын Мадуро Николас Мадуро Гуэрра, избранный чиновник, заявил национальной ассамблее, что США “похитили” его отца.
Делси Родригес, заместитель Мадуро, которая была приведена к присяге в качестве его преемницы в понедельник, похоже, отказалась от своего изначально вызывающего ответа на нападение, предложив сотрудничать с США, спустя несколько часов после того, как Трамп пригрозил, что она может “заплатить очень высокую цену, вероятно, большую, чем Мадуро”, если не уступит его требованиям.
Действия Трампа, тем временем, вызвали глобальную волну возмущения и опасений, что нападение в Каракасе, которое он пригрозил повторить, если Венесуэла не будет сотрудничать, может распространиться на другие страны, с которыми у него разногласия, в частности Колумбию, Кубу и Иран. Это ознаменовало бы возвращение США к прошлому “неприкрытому империализму” в Латинской Америке, заявил The Guardian профессор истории Университета Темпл Алан Макферсон.
Напряженность в отношениях с Колумбией еще больше усилилась в понедельник, когда ее президент Густаво Петро заявил, что его страна “возьмется за оружие”, если Трамп выполнит свою угрозу военных действий в этой стране.
На экстренном заседании Совета безопасности ООН в понедельник генсек Гутерриш в заявлении, зачитанном дипломатом, подчеркнул, что он “глубоко обеспокоен возможным усилением нестабильности в Венесуэле, потенциальным воздействием на регион и прецедентом, который это может создать для того, как строятся отношения между государствами”..
Он добавил: “Я по-прежнему глубоко обеспокоен тем, что нормы международного права не соблюдаются”.