«Игра только разворачивается»: эксперт рассказал, как могут развиваться события в Венесуэле
В мире продолжают «переваривать» масштабную военную операцию США на территории суверенной Венесуэлы, в результате которой президент страны Николас Мадуро и его жена были захвачены американским спецподразделением и вывезены из страны. Что привело к острому международному кризису. О том, как дальше могут развиваться события в Венесуэле, мы поговорили с главным редактором журнала «Национальная оборона» Игорем Коротченко.

— Надо отметить последовательность Трампа, слаженность его команды с точки зрения проведения одной из самых успешных в истории операций по захвату лидера иностранного государства, причем действующего на территории страны противника, и его дальнейший вывоз для процедур судебного фарса уже на территории Соединенных Штатов Америки, — говорит Игорь Коротченко.
Как отмечает военный аналитик, сама операция, безусловно, была достаточно грамотно и четко спланирована.
— Я это говорю не с точки зрения пиетета перед американцами, а с точки зрения проведенного анализа. Надо понимать, что операция носила комплексный характер. Во-первых, у американских спецслужб, в частности ЦРУ, очевидно была высокопоставленная агентура в ближайшем окружении Мадуро. Не исключено, что даже в его личной охране. Очевидно, что агентура была снабжена соответствующими средствами спутниковой связи и в оперативном режиме, фактически онлайн, могла передавать интересующие американцев сведения. В том числе отслеживать все его перемещения.
Во-вторых, как говорит Игорь Коротченко, это грамотная подготовка к операции.
— По всей видимости, были проведены акции, связанные с кибератаками на энергосистему Каракаса и, возможно, других венесуэльских городов, для того, чтобы обесточить их в момент проведения операции и нарушить логистику, в том числе и военную. Далее, очевидно, были нанесены удары по вскрытым заранее позициям системы комплекса противовоздушной обороны Венесуэлы, по крайней мере, по средствам радарного контроля и наведения, что не давало возможность привести эти средства в боевое состояние и отразить атаку.
Военный аналитик отмечает, что в Сети появились кадры с пролетающими над столицей Венесуэлы Каракасом тяжелыми американскими военно-транспортными вертолетами с силами специальных операций.
— Как рассказал сам Дональд Трамп, по некоторым из них велся огонь. Он не привел к поражению, а только к каким-то незначительным повреждениям. Отсюда можно сделать вывод, что Вооруженные силы Венесуэлы задействовали не системы ПВО, а стрелковое и зенитно-артиллерийское вооружения.
Наш собеседник полагает, что американцы провели комплекс дезинформационных мероприятий.
— Сначала Трамп угрожал, а потом вроде бы все стихло. Очевидно, американцы могли запустить дезу, что операция откладывается, либо она не актуальна, чтобы усыпить бдительность венесуэльского лидера и его охрану. Вся логистика американцев, начиная с захвата Мадуро силами «Дельты», его транспортировка на американский боевой корабль, а дальше доставка в США, показывает очень хороший уровень данной операции.
— Как будут дальше, на ваш взгляд, развиваться события? Потеряна ли для нас Венесуэла?
— Я думаю, что нет. Игра только разворачивается, потому что главный интерес России в Венесуэле, точно так же, как главный интерес Китая в Венесуэле, — это прежде всего энергетическое сотрудничество, венесуэльская нефть. Трамп сделал сейчас много залихватских заявлений. В том числе о том, что вице-президент Венесуэлы Делси Родригес якобы готова сотрудничать с американскими властями. О том, что Вашингтон возьмет на себя руководство Венесуэлой, пока не сможет провести «безопасный» переход власти в этой стране. Все это пока не более чем бахвальство.
Как отмечает военный аналитик, по нашим и китайским интересам нанесен серьезный удар. И обе страны заинтересованы в том, чтобы дальше стабилизировать ситуацию.
— Очень многое будет зависеть от того, как дальше поведет себя Мадуро. Будет ли он «Георгием Димитровым», который превратит процесс над собой в обвинительный акт против США, или он будет пассивным «овощем», против которого предпримут определенное медикаментозное воздействие, чтобы подавить его волю и сделать неспособным на активную политическую борьбу на скамье подсудимых.
(Георгий Димитров — «болгарский Ленин», вождь болгарского народа. Получил широкую известность в 1933 году после судебного процесса в Лейпциге по сфабрикованному уголовному делу о поджоге Рейхстага. Димитров был арестован вместе с пятью коммунистами по обвинению в участии в поджоге, но на суде выступил с обличительной речью против нацизма. Суд оправдал Димитрова и других обвиняемым. — Авт.).
Как говорит Игорь Коротченко, очевидно, что в Венесуэле будут проведены выборы президента.
— И здесь крайне важно, чтобы свою роль сыграли антиамериканские настроения и к руководству пришел прагматичный президент. Возможно, это будет нынешний вице-президент или кто-то другой. Но нам сейчас ни в коем случае нельзя пассивно наблюдать за происходящим. У нас большие интересы в Венесуэле. Венесуэла должна нам очень большие деньги. Мы поставили им очень много современного оружия. Нам важно, чтобы оно никоим образом дальше не было направлено новыми властями на Украину, в руки ВСУ.
Как говорит Военный аналитик, затронуты также интересы Китая.
— Поэтому я думаю, что есть необходимость в военно-политических консультациях между Москвой и Пекином по поводу Венесуэлы. Как говорится, как действовать дальше.
Между тем на своей пресс-конференции 3 января Трамп добавил Кубу в список стран, на которые он нацелен, предположив, что она «очень похожа» на Венесуэлу, «в том смысле, что мы хотим помочь народу Кубы». Госсекретарь Марко Рубио добавил, что Гавана должна быть «обеспокоена» событиями в Венесуэле.
— Рубио — потомок эмигрантов. (Рубио родился в Майами в семье эмигрантов из Кубы. Его родители, Марио Рубио и Ория Гарсия, переехали в США в 1956 году и стали американскими гражданами в 1975 году. — Авт.). В Майами очень большая антикубинская диаспора, которая поддерживает курс Трампа. Сейчас стоит вопрос поддержки Кубы, где очень плохая экономическая ситуация. Куба во многом зависела от поставок венесуэльской нефти и энергоресурсов, которые на остров отгружал Мадуро.
Как говорит военный аналитик, сейчас очень важно стабилизировать, укрепить Кубу, исключить возможность повторения известных событий начала 60-х годов.
— Нам нельзя терять Кубу. Куба — это ключ к Северной и Южной Америке, поэтому здесь необходимы очень грамотные, точные, но в то же время разумные действия, чтобы не спровоцировать второй Карибский кризис. И максимально укрепить кубинское руководство, не дать Трампу возможность и дальше безнаказанно «хапать» те или иные государства.
По словам Игоря Коротченко, «американский хищник» показал свой оскал. Атака на Венесуэлу показала, что теперь в мире есть «только право сильного».
— Кто сильный, кто успешный, тот в конечном итоге и прав. И нам надо глубоко задвинуть все «красные линии» и больше этот термин не употреблять. А использовать там, где надо силу — экономическую, военную и силу спецслужб. Без всякой оглядки на так называемое проституированное (беспринципное, продажное, подкупное) международное общественное мнение. Евросоюз сейчас демонстрирует именно проституированный подход к оценке событий. И международного права нет, есть право сильного.