Трамп высказался о влиянии агрессии в Венесуэле на отношения с Си Цзиньпином
Мир по-прежнему жестко реагирует на бандитскую агрессию США против Венесуэлы и на разбойное похищение главы латиноамериканского государства и его супруги. Среди тех держав, которые требуют немедленного освобождения Мадуро – Китайская Народная Республика. Но с Дональда Трампа все это негодование – как с гуся вода. Трамп говорит, что не думает, что его операция в Венесуэле повлияет на отношения с председателем КНР Си Цзиньпином

Президент Дональд Трамп заявил, что не думает, что его операция в Венесуэле повлияет на его отношения с китайским лидером Си Цзиньпином, сообщает CNN.
“У меня очень хорошие отношения (с Си Цзиньпином)”, - сказал Трамп журналистам на борту президентского самолета в воскресенье вечером. “У нас есть власть над тарифами, а у него есть другие полномочия в отношении нас”.
Трамп сказал, что планирует посетить Си Цзиньпина в апреле.
Как напоминает CNN, ранее Китай призвал США “немедленно” освободить президента Венесуэлы Николаса Мадуро и его супругу, которые находятся под стражей в США, а также заявил, что “глубоко потрясен и решительно осуждает вопиющее применение силы США против суверенного государства”.
Венесуэла уже давно находится в тесных отношениях с Китаем, который является крупным покупателем нефти у страны, находящейся под жесткими санкциями, и внезапный захват президента Николаса Мадуро американским спецназом вызвал широкую реакцию в Китае, отмечает CNN.
В последний раз Трамп встречался с Си Цзиньпином в Южной Корее в октябре во время своего бурного трехдневного турне по Азии, после которого президент США заявил, что они пришли к соглашению “почти по всему”. По словам Трампа, общие тарифы на китайские товары снизятся на 10% из-за прогресса по импорту сои, редкоземельных элементов и фентанила во время переговоров с Си Цзиньпином.
Председатель КНР Си Цзиньпин в понедельник заявил, что мир “переживает период турбулентности и перемен”, отметив при этом, что “односторонние и агрессивные действия серьезно влияют на международный порядок”, сообщает государственная телекомпания CCTV.
Не упоминая Соединенные Штаты или Венесуэлу, Си Цзиньпин заявил, что “все страны должны уважать пути развития, независимо выбранные народами других стран”, сообщает CCTV.
Председатель КНР добавил, что они должны “соблюдать международное право и цели и принципы Устава ООН, в частности, при ведущей роли крупных держав”, сообщает CCTV.
Си Цзиньпин сделал эти комментарии во время встречи с премьер-министром Ирландии Майклом Мартином, сообщает CCTV.
В субботу Пекин раскритиковал США за “гегемонистские действия” и “вопиющее применение силы” против Венесуэлы и ее президента, призвав Вашингтон соблюдать устав Организации Объединенных Наций.
Министр иностранных дел Китая Ван И заявил, что Пекин не может смириться с тем, что какая-либо страна выступает в качестве "мирового судьи" после того, как Соединенные Штаты захватили в плен президента Венесуэлы Николаса Мадуро. "Мы никогда не верили, что какая-либо страна может выступать в качестве мировой полиции, и мы не согласны с тем, что какая-либо нация может претендовать на роль мирового судьи", - сказал Ван своему пакистанскому коллеге Исхаку Дару во время встречи в Пекине в воскресенье, имея в виду "внезапные события в Венесуэле" и не упоминая напрямую США.
По словам старшего научного сотрудника Центра Китая и глобализации Энди Мока, Китай внимательно следит за развитием событий в Венесуэле. Мок сообщил телеканалу "Аль-Джазира", что китайская делегация встретилась с официальными лицами Венесуэлы всего за несколько часов до действий США, добавив, что Пекин не был удивлен таким шагом Вашингтона, учитывая масштаб стратегических и экономических интересов США в регионе. Что действительно бросалось в глаза, по его словам, так это то, как была проведена операция, поскольку она может “отражать долгосрочную стратегию США в регионе”.
Китай является крупнейшим покупателем нефти в Венесуэле, добавил Энди Мок, хотя на долю страны приходится всего 4-5% от общего объема импорта нефти. Помимо энергетики, по его словам, Китай имеет растущие торговые и инвестиционные интересы в Латинской Америке, что означает, что Пекин уделяет пристальное внимание политическим изменениям в регионе.
Мок предупредил, что если будущая администрация США возродит политику в стиле доктрины Монро, это может усилить напряженность в отношениях с Китаем, поскольку Латинская Америка является “опорой глобальной стратегии Китая на Юг”.
Тем не менее, по мнению аналитика по китайской проблематике Шона Рейна, Китай, скорее всего, ограничит свою реакцию на события в Венесуэле дипломатическим протестом, а не жесткой силой. Рейн сказал, что Пекин глубоко встревожен, но сдержан, и его возможности ограничены.
“Китай мало что может сделать. Честно говоря, у него нет военной мощи. У него всего две военные базы за пределами Китая, в то время как у Америки их 800”, - отметил Рейн, подчеркнув, что “исторически Китай не склонен к войне”.
“Китай просто выступит с заявлениями, критикующими действия Соединенных Штатов, но они не прибегнут к военным действиям и, вероятно, не собираются прибегать к экономическим санкциям”.
Пекин стремится стать дипломатическим тяжеловесом, и эту цель он наиболее четко сформулировал после того, как выступил посредником в неожиданном сближении Саудовской Аравии и Ирана в 2023 году, пообещав "играть конструктивную роль в решении глобальных проблем", напоминает Reuters.
Аналитики говорят, что успех Пекина в ведении торговых переговоров с США только укрепил уверенность Китая в себе. Однако заявление президента Дональда Трампа о том, что США пока будут осуществлять надзор за правительством Венесуэлы, представляет собой серьезное испытание для "всепогодного всеобъемлющего стратегического партнерства", которое Пекин и Каракас заключили в 2023 году, отметив почти 50-летие дипломатических отношений.
Вторая по величине экономика в мире стала для Венесуэлы спасательным кругом с тех пор, как США и их союзники усилили санкции в 2017 году, закупив товаров в 2024 году примерно на 1,6 миллиарда долларов, согласно последним имеющимся данным за весь год, отмечает Reuters. Согласно таможенным данным, почти половина закупок Китаем приходится на сырую нефть, в то время как государственные нефтяные гиганты cтраны инвестировали в Венесуэлу около 4,6 миллиарда долларов к 2018 году, согласно данным аналитического центра American Enterprise Institute, который отслеживает зарубежные корпоративные инвестиции Китая.