Венесуэла исторически стала одним из центров борьбы за независимость в регионе

История Латинской Америки пронизана борьбой местного населения против иностранного владычества. Жителям этого региона приходилось множество раз отстаивать свои права на суверенитет, сначала в рамках борьбы за независимость от колониальных империй, а затем от навязчивых объятий североамериканского империализма.

Венесуэла исторически стала одним из центров борьбы за независимость в регионе
© Российская Газета

Термин "империализм" здесь совершенно не забыт. Да и как можно забыть то, что видишь постоянно, чье дыхание и давление чувствуешь повсеместно в регионе. Ведь, как оказалось, доктрина Монро не канула в Лету много десятилетий назад, она лишь на время обрела более скрытые очертания.

Кто такой Боливар "Освободитель"

Так получилось, что венесуэльская земля исторически стала одной из родоначальниц борьбы за независимость в латиноамериканском регионе. Именно Каракас стал одним из центров восстания против Испанского колониального владычества в начале XIX века, ведь здесь родился Симон Боливар - венесуэльский революционер, которого в Латинской Америке называют просто и емко "Освободитель" (El Libertador).

Он возглавлял армии революционеров в войнах за независимость, которые освободили от испанского колониального ига территории современных Венесуэлы, Колумбии, Эквадора, Перу и Боливии, названной в его честь.

Свое прозвище "Освободитель" Боливар, получивший хорошее европейское образование, заслужил не только благодаря вкладу в борьбу за независимость. Именно он инициировал процесс отмены рабства. Первый указ, запрещающий торговлю рабами в Венесуэле, был подписан им еще до того, как страна получила независимость. Боливар также начал раздавать земли солдатам, участвовавшим в борьбе за освобождение от колониального гнета. Он мечтал о едином государстве на пространстве Южной Америки.

Команданте Чавес - герой новейшей истории

Спустя почти два столетия к власти в Венесуэле пришел последователь идей Боливара Уго Чавес - лидер боливарианской революции и символ левого поворота в Латинской Америке 2000-х годов. Именно он в 1999-м вернул имя "Освободителя" в официальное название государства, которое стало именоваться Боливарианская Республика Венесуэла. Его идеология, которая сегодня известна под названием "чавизм", объединяет в себе идеи боливаризма и социализма XXI века.

В Венесуэле Чавес провел масштабные социальные реформы, направленные на обеспечение граждан страны доступным жильем, дал простым венесуэльцам доступ к здравоохранению и образованию. Для финансирования этих реформ он национализировал ключевые отрасли страны, в первую очередь нефтегазовую, в которой на протяжении десятилетий заправляли американские транснациональные компании.

На внешнеполитическом треке команданте старался возродить идеи Боливара по объединению стран региона. В современных условиях он реализовывал эту цель интеграционным путем. Появился "Боливарианский альянс для народов нашей Америки", который сразу пошел по пути торговой интеграции. На продвинутом этапе даже было создание единой валюты, которая получила название сукре.

В период президентства Чавеса был создан телеканал TeleSUR, известный во всем мире. При нем была реализована инициатива Petrocaribe, по которой ряд бедных стран Карибского бассейна получал венесуэльскую нефть с хорошей скидкой.

Нынешний лидер Венесуэлы Николас Мадуро, похищенный американцами из своего дома, бесспорно, также войдет в список борцов за суверенитет Венесуэлы, как бы ни повернулась его дальнейшая судьба.

Национальные предатели

Однако борьба за независимость и суверенитет порождает не только героев, чьи имена вписаны в историю, но и иуд, чьи имена хотя и не так известны, но их предательства национальных интересов нанесло серьезный урон народам Латинской Америки.

В условиях сильнейшего давления со стороны США некоторые политики стран региона считали нормальным уступить Вашингтону часть суверенитета ради стабильности и притока американских инвестиций. Однако в долгосрочной перспективе подобная политика приносила им и их странам мало хорошего, Белый дом менял подобных персонажей, как перчатки.

В Венесуэле таким антигероем стал Хуан Гуайдо - молодой оппозиционный политик, выпускник Университета Джорджа Вашингтона, который в возрасте 35 лет стал председателем национальной ассамблеи Венесуэлы. Но свою энергию он решил пустить не на благо его народа, а во имя чужих интересов и своего благосостояния. В январе 2019 года при поддержке США он провозгласил себя "временным президентом Венесуэлы" в обход конституционных процедур. Его действия сопровождались призывами к экономическим санкциям против своей же страны и военному вмешательству.

Гуайдо спровоцировал серьезные беспорядки в стране, его правительство признали в США, в Европе и в некоторых странах Латинской Америки, где в то время у власти находились "правые" политические силы, включая Бразилию и Аргентину. В некоторых странах даже параллельно функционировали два посольства Венесуэлы: одно легитимное, а второе - правительства Гуайдо. Под его управление передали находящиеся за рубежом золотовалютные запасы Венесуэлы и активы венесуэльской нефтяной компании Citgo Petroleum, занимающейся нефтепереработкой на территории США.

Тем не менее, несмотря на всю поддержку, реальную власть в Венесуэле он так и не получил. В 2022 году сами же оппозиционеры проголосовали за ликвидацию его "временного правительства", вскоре после чего подконтрольное ему посольства прекратили работу.

Сегодня на роль таких иуд, призывающих к санкциям против своей страны и своего населения, которое они якобы представляют, претендуют лауреат Нобелевской премии мира 2025 года Мария Корина Мачадо и Эдмундо Гонсалес Уррутия - кандидат в президенты Венесуэлы на выборах 2024 года.

Несмотря на то, что оппозиция на тех выборах проиграла, она не смирилась с результатом и по методичкам цветных революций начала созывать акции протеста. В итоге Гонсалес бежал в Испанию и уже оттуда иногда как-то комментировал происходящее на родине. Никаких посольств, как у Гуайдо, у него уже не было.

От действий таких национальных предателей, которые думают только о власти и деньгах, страдают простые люди, на которых сказываются те самые санкции. В 2025 году Венесуэла только начала восстанавливаться от регулярных политических кризисов, спровоцированных извне. Ее экономический рост за первые шесть месяцев прошлого года составил 7,7 процента, несмотря на все санкции и давление со стороны США.