Обама на госизмене: в Вашингтоне опровергают российское вмешательство в выборы президента США

Для элит США Дональд Трамп — «несистемный элемент», и его скорейшего ухода желают многие на высших этажах американской политики. Одновременно внутри Штатов происходят неординарные события. Одно из них — уголовное дело, которое с подачи администрации Трампа, а именно — главы национальной разведки Тулси Габбард пытаются открыть против бывшего президента США Барака Обамы. О том, насколько устойчивы сегодня позиции Трампа в Белом доме и удастся ли ему на своем втором президентском сроке сломить своих оппонентов из стана демократов и евроатлантистов, в интервью «Парламентской газете» рассказал глава Комиссии Совета Федерации по информационной политике и взаимодействию со СМИ, известный политик и международный обозреватель Алексей Пушков.

Обама на госизмене: в Вашингтоне опровергают российское вмешательство в выборы президента США
© Парламентская газета

- Алексей Константинович, в США продолжается история с обвинениями против 44-го президента Барака Обамы в госизмене и попытке госпереворота. Ему инкриминируют подделку данных разведки о «российском следе» на выборах в 2016 году, что спровоцировало скандал под названием Russiagate в то время, когда нынешний президент Дональд Трамп заходил на свой первый президентский срок. Что на самом деле происходит сегодня внутри американских элит?

- Вся эта ситуация говорит о том, что американские элиты расколоты. Нельзя сказать, что такого в США не было прежде. Но все же раньше там, за исключением, конечно, убийства Джона Кеннеди в 1963 году, что стало абсолютно криминальным актом, старались придерживаться определенных правил политической борьбы, предпочитали не «закапывать» друг друга. Но так называемый Russiagate, по словам Тулси Габбард, действительно был попыткой антигосударственного заговора против избранного президента Трампа, который после осенних выборов ноября 2016 года еще не успел вступить в должность. А указания «разгонять» скандал давал президент выходящий, то есть Барак Обама, который официально занимал высший пост в США до 20 января 2017 года.

Само появление обвинений против Обамы в госизмене говорит о крайне высокой степени раскола американской элиты. Они буквально разодраны — на мой взгляд, такого раньше не было, даже в случае с Кеннеди. И неудачное покушение на Трампа во время предвыборной кампании в июле 2024 года это только подтверждает.

- Заявление Тулси Габбард против Обамы прозвучало летом 2025 года очень громко, но потом создалось впечатление, что все ушло в песок. Как думаете, удастся ли ей впервые в истории Америки посадить на скамью подсудимых экс-президента США?

- Насколько мне известно, на данный момент серьезные расследования ведутся в отношении трех человек. Во-первых, против бывшего директора ЦРУ Джона Бреннана, который сформировал по указанию Обамы спецгруппу экспертов для того, чтобы подделать доклад о связях Трампа с Россией. Во-вторых, против экс-директора нацразведки США Джеймса Клэппера, в-третьих, против бывшего главы ФБР Джеймса Коми. И по тем настойчивым слухам, которые сегодня ходят в США в протрамповских кругах, это три реальных кандидата на то, чтобы отправиться в тюрьму за попытку госпереворота.

А вот с Обамой все сложнее. Дело в том, что в США принят закон о том, что президент Америки не несет уголовной ответственности за те действия, которые он совершал на президентском посту. И если Обама давал такого рода указания в ноябре — декабре 2016 года, пока еще официально был президентом, он подпадает под такой иммунитет. Но если будет доказано, что он продолжал координировать деятельность этой группы бывших чиновников-силовиков за пределами своего президентского срока, то есть после 20 января 2017 года, то он уже не сможет пользоваться иммунитетом по выдвинутым против него обвинениям. И тогда теоретически его могут посадить.

- Звучит, прямо скажем, фантастично…

- Да, выглядит именно так. В том числе и потому, что Трамп должен прекрасно понимать, что если он посадит Обаму, то после появится куча людей, которые захотят посадить уже его. Но засадить в тюрьму Обаму как одного из своих непримиримых противников — это мечта Трампа. И я бы не исключал на сто процентов вероятность того, что эту операцию Трампу все-таки удастся довести до конца.

Между тем один из наиболее важных моментов всего этого сюжета заключается в том, что вся история Russiagate в США опровергнута. Иными словами, на официальном уровне заявлено, что это был фейк, созданный американскими спецслужбами по указанию Обамы. И после этого я не представляю, как в США можно теперь «разыгрывать карту» вмешательства России в западные выборы, если она дезавуирована не кем-нибудь, а действующей администрацией США.

- В ноябре 2026 года в США пройдут промежуточные выборы в конгресс, от результатов которых, как утверждают эксперты, будет зависеть устойчивость позиций Трампа. Как история с обвинением Обамы скажется на этой кампании?

- Если команда Трампа успеет что-то доказать до лета 2026 года, это может безусловно усилить позиции республиканцев на ноябрьских выборах. Ранее демократы развернули «дело Эпштейна» против Трампа — до этого оно было «заточено» на обвинения в посещении острова грязных развлечений лидеров Демократической партии. Демократы же поставили вопрос, а был ли на этом острове действующий президент США, который прекрасно знал Эпштейна? Поэтому нынешняя администрация Белого дома настроена очень серьезно — ей нужно чем-то перекрыть весь негатив, связанный с информационными манипуляциями вокруг «дела Эпштейна». Им нужно более громкое дело, и дело Обамы вполне для этого подходит.

Замечу, что 2025 год для Трампа был временем, когда выданный ему мандат доверия фактически никто в США не оспаривал. Но сейчас там появляются фигуры, вроде избранного мэра Нью-Йорка Зохрана Мамдани, которые запускают процессы по ослаблению позиций и лично Трампа, и республиканцев в целом.

- Как этот раскол в американских элитах скажется на отношениях США с Россией, а также на поведении Америки на международной арене?

- Многое будет зависеть от выборов 2026 года в конгресс США. Если республиканцы получат большинство и в Палате представителей, и в Сенате, то у Трампа будет возможность проводить ту политику, какую он хочет. Если же большинство в конгрессе получат демократы, они могут постараться, например, реанимировать политику Байдена в отношении России и Украины, что усилит надежды европейского либерального клана, который взял курс на долгое противостояние и даже на военный конфликт с Россией.